20 Апреля 2024, Суббота, 2:20 ВКонтакте Twitter

Федеративная республика и межэтнический мир

11/12/2013 10:07

Только слепой не видит нарастающие проблемы межнациональных отношений в России. При этом поиск корней этих событий ведется на примитивном уровне и разброс мнений большой – от потакания правящих кругов России жителям Кавказа (отсюда «Хватит кормить Кавказ!») до трактовки событий как пьяного куража («Все беды от водки!»). При таком «глубоком» анализе примитивны и рецепты решения межнациональных конфликтов: подавить бунт, найти «зачинщиков», призвать к национальному единству, запретить продажу водки и пр.
А ведь по всем признакам в мире наблюдается очередное Великое переселение народов. Потоки этого переселения очевидны. Кавказские народы переселяются на Русскую равнину и в Поволжье, народы Африки и Азии переселяются в ЕС.
Переселение – это процесс перемещения семьями и общинами в новую жизненную среду. Это не трудовая миграция, когда люди выезжают в другую страну только на заработки. Это два разных процесса и проблемы, возникающие в ходе этих процессов, необходимо решать по-разному. Эти процессы не столько социальные, сколько природные, биологические, подобно миграции птиц или ухода животных из степи при ее опустынивании.

I. Сосуществование народов (этносов)
Чтобы разобраться в проблеме, нужна теория процесса. Описание этих процессов дает этнология (наука о народах) и этногенез (наука о том, как появляются новые и исчезают старые народы). Я буду оперировать моделью пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилева и российским историческим опытом.
Этнический контакт явление вечное. Народы (по теории этногенеза этносы) то ссорились, то мирились, то воевали, то заключали союзы. Переселения также были вечны – homo sapiens (человек разумный), как биологический вид, расширил свою среду обитания от тропиков до заполярных областей. Переселение имело один вектор – переселялись оттуда, где плохо, туда, где должно быть хорошо. При заполнении человечеством всей пригодной для проживания земной суши, переселения стали происходить и в области, где уже жил какой-то этнос, назовем его этнос-хозяин.
Этнос-гость строил совместное сосуществование с этносом-хозяином на основе симбиоза, химеры и ксении.
Симбиоз – близкое сосуществование этноса-гостя и этноса-хозяина, когда каждый живет в своей экологической нише.
Химера – этнос-гость и этнос-хозяин пытаются ужиться в одной экологической нише, и этнос-гость пытается разрушить этнос-хозяин путем навязывания своего менталитета и своих порядков.
Ксения – этнос-гость вкрапляется в тело этноса-хозяина и живет изолированно, не нарушая целостность системы этноса-хозяина.
(Термин «экология» в биологии означает среду обитания, а не уборку мусора и выявление пестицидов в овощах.) Продемонстрируем эти три модели на истории России.

II. Типы сосуществования народов России
От Московского княжества до Российской империи в нашем государстве практиковался в основном симбиоз. Причина – наличие обширных территорий под пахоту, для скотоводства, лесных и морских промыслов. Присоединенные к России этносы продолжали жить в своей экологической нише по своим культурным и ментальным законам. Русский менталитет терпим к другим религиям и обычаям (хорошее качество, позаимствованное у первых чингизидов, властительных потомков Чингиз-хана), что укрепляло симбиоз. Симбиоз со временем сменялся метисацией (появление потомства, у которого родители являются представителями разных этносов), появлялись новые этносы и субэтносы (казаки, старообрядцы и пр.)
В пример приведу своих предков, архангельских поморов, как продукт метисации новгородских словен и финского племени, называвшегося «чудь белоглазая». Раньше они жили в симбиозе – словене пригнали домашний скот и освоили прибрежные районы р. Двина, а финское население занимались морской добычей. Их смешавшиеся потомки – архангельские поморы, стали заниматься и тем и другим. Аналогичный пример по смешению – народы Поволжья. Ели раньше русские, татары и мордва жили в симбиозе, каждый на своей территории, то сейчас русские, татары и мордва активно метисируются, особенно в городах.
Второй пример неконфликтного сосуществования разных этносов ксению можно проиллюстрировать на двух примерах – немцах Поволжья и евреях. Приглашенные в Поволжье европейские колонисты освоили пустующие земли, свою нишу в экологии поволжских этносов, организовали свой тип хозяйствования (луговое скотоводство в пойме Волги и бахчевое земледелие на богарных землях), вписались в межэтническое разделение труда, не смешиваясь с остальными этносами Поволжья.
Евреи в России тоже явление ксении, несмотря на антисемитизм 19-20 веков (история возникновения антисемитизма хорошо описана К.Каутским в его «Происхождении христианства»). Евреи заняли нишу, которая пустовала в российской экологии: городской сервис и мелкая торговля. Парикмахеры, модные портные, аптекари и т.д. не могли появиться на Руси из крестьян, дворян и чиновного люда, эти профессии пришли в Россию вместе с евреями. В 20 веке начался процесс метисации российских евреев с другими народами России. Без евреев и потомков их смешанных браков уже невозможно представить русскую культуру, искусство и науку. Иногда человек в Интернете пишет о жидо-масонском заговоре и не подозревает, что прабабушка у него была еврейка.
Наихудший вариант сосуществования этносов – химера.
Во всемирной истории процессом, приводящим к химере, было, как правило, завоевание одного этноса другим. На территории российской цивилизации примером химеры является завоевание земель западных руссов Речью Посполитой. Люди на окраинах русских земель (теперь это Украина и Белоруссия) подвергались беспощадной экономической эксплуатации, лишению права на кормящую землю и религиозному притеснению со стороны правящих этносов – поляков и литовцев.

III. Химера – конфликтный вариант
Если исходить из изложенного выше, то наше общество в целом заинтересовано установить отношения между переселяющимися этносами и этносами-хозяевами в виде симбиоза и ксении, и избегать химеры.
Процесс переселения представителей народов Кавказа в Поволжье начинается с попытки на первых порах образовать ксению – найти свое место в экологии этносов-хозяев. Отсюда образование землячеств, взаимопомощь переселенцев, попытка найти свою нишу – от торговли до строительства.
Грузины, армяне, осетины во втором-третьем поколении быстро метисируются.
Другие с этносами-хозяевами пытаются создать симбиоз, чему способствует деградация российской деревни: пустующие земли и брошенные села – потенциал для расселения.
Но если переселенцы покушаются на экономические и этнокультурные права этносов-хозяев, т.е. бесцеремонно вторгаются в их экологическую нишу, при этом стремятся доминировать в духовной жизни (как салафиты, утверждающие, что только у них настоящий ислам и самые высокие этические нормы) то возникает предпосылка химеры. Но для того, чтобы окончательно сложилась химера, необходима отрицательная комплиментарность.
Комплиментарность это чувство неосознанной симпатии (положительная комплиментарность), или антипатии (отрицательная комплиментарность), терпимости или равнодушия (нулевая комплиментарность) одного этноса к другому. Явление это биологическое и относится не к отдельным личностям, а к этносам в целом. Вы можете не любить турок, но русские в целом относятся к туркам терпимо. Вы можете не любить украинских политиков, но к украинцам русские относятся с положительной комплиментарностью. Многие представители польской интеллигенции хорошо относятся к русским и русской культуре, но польский этнос в целом плохо относится к русскому этносу (отрицательная комплиментарность).
И когда происходит вторжение этноса-гостя в экологическую нишу этноса-хозяина, и между ними отрицательная комплиментарность, тогда устанавливается классическая химера. А химера предполагает длительный конфликтный период и полную утрату своего менталитета и этнокультурных традиций одного из этносов.

IV. Теория и жизнь
События в г. Пугачев как только не трактовались. И как пьяный бытовой конфликт, и как действия мифических «подстрекателей», и как социальный протест бедного и замордованного населения. Все это так, но общегородской лозунг «Выселить чеченцев!», означает, что в Пугачеве назрел самый настоящий этнический конфликт.
Присмотревшись к пугачевской ситуации, мы увидим, что между чеченскими переселенцами и местным населением сложились отношения очень похожие на химеру.
Когда чеченские переселенцы покупали жилье и заводили хозяйство, проблемы отрицательной комплиментарности не выпирали. Чеченские семьи живут во многих поселениях Саратовской области, ведут свое хозяйство, и многие по своим качествам даже вызывают уважение у местных жителей. Они спокойно живут по своим ментальным и культурным традициям.
Но как только они через попустительство и бездействие пугачевских властей стали занимать командные позиции на рынке, стали терроризировать малочисленное население сельских поселений, стали высказывать свое явное превосходство над другими на основе того, что они духовно более высокие люди (не пьют, не сквернословят, уважают старших), а потом перешли к убийствам, то есть стали вести себя как настоящие завоеватели, то начался острейший конфликт. Вот она химера!
При этом многонациональное население г.Пугачева (русские, татары, армяне и др.) все сплотились против складывающейся химеры. Как же избежать химеры?

V. Закон и демократия
Очень распространено мнение, что российская власть авторитарна. НО на самом деле это и так и не так. Сильная авторитарная власть установлена А.Г. Лукашенко в Белоруссии. Вся система власти работоспособна и проводит в жизнь законы Лукашенко. Если Лукашенко поручил министру построить 2000 аграрных городков с современными домами и переработкой сельхозпродукции, будьте уверены, что все городки будут построены, а если сорвутся сроки, то министр будет уволен. Если коррупционер будет изобличен, то будьте уверены, он будет предан суду и посажен в тюрьму, будь он хоть белорусский Сердюков. Никаких исключений для Закона – хотя Закон, не спорю, в Белоруссии авторитарен и репрессивен. Но когда у нас в российской глубинке Закона нет совсем, тогда начинает царить Беззаконие – самое страшное состояние общества. При Беззаконии, каждый, кто считает себя сильным и выше других граждан, начинает творить свой закон, не важно, кто это – Цапок в своей станице или чеченцы в г. Пугачеве. Поэтому в Белоруссии низкая преступность и нет ни станиц Кущевских, ни городов Пугачевых, ни районов Бирюлево.

VI. Закон как средство укрепления межнациональных отношений
Среди широкой общественности укрепилось мнение, что демократия (республика) и либерализм синонимы вседозволенности, анархии и плутократии. Но ведь если поглядеть на нашу повседневную жизнь, то видны и беззаконие, и анархия, и плутократия. Где же истина?
Давайте нарисуем то государство, которое должно быть, если реализовать идеи республиканцев и федералистов. Россия становится по-настоящему федеративной республикой. Что это значит?
Федерализм реализовывается в том, что каждый регион и муниципалитет имеют свои независимые от федерального центра налоги (например: налог на прибыль предприятий, дорожный налог и штрафы региону; подоходный налог, налог на землю и недвижимость – муниципалитетам). Каждый живет на свои деньги, и налоги региону и федеральному центру платятся не как дань воеводам и царям, а для развития дорог, содержания армии и т.д., для региональных и федеральных нужд.
Республиканская форма правления выражается в том, что губернаторы, главы муниципалитетов, мировые судьи и главы муниципальной полиции избираются населением по своим округам, и не подчиняются никому кроме Закона.
Срочная служба в армии заменяется службой в Национальной гвардии по территориальному принципу – саратовские служат в Саратовской области, пензенские в Пензенской обл. и т.д. Национальная гвардия готовит не только бойцов территориальной обороны, что очень важно для нашей большой по территории страны, но и спасателей при техногенных, природных и социальных бедствиях.
Регионы и муниципалитеты наделяются правом принимать местные законы и налоги, если это не противоречит федеральным законам.
Примерим эту модель к событиям в Пугачеве.
Выборный глава г. Пугачева и выборный начальник муниципальной полиции никогда бы не допустили Беззакония в своем городе, иначе народ их просто не выбрал бы. А независимый, выбранный народом судья довел бы до твердой «посадки» дело убийцы уже первого убитого пугачевца. Если бы в городе творили беззаконие переселенцы, то с ними быстро разобрались бы и полиция и муниципальные власти.
А если бы в городе начались волнения, и сил муниципальной полиции не хватило, то в город была бы введена Национальная гвардия – местное территориальное ополчение.
Я думаю, что и самим переселенцам не пришло бы в голову устанавливать свои порядки, если они знают, что на этой территории твердо царит Его Величество Закон.

VII. Выводы
• Торжество Закона – решающий фактор предотвращения межэтнических конфликтов, т.к. все живут не по своим этническим законам, а по единому, российскому.
• Национальная политика должна исходить, прежде всего, из торжества Закона на всей территории России, из соблюдения интересов этносов-хозяев и из помощи этносам-гостям в адаптации и поиске своей экологической ниши. Национальная политика – это прежде всего регулирование процессов переселения, а не нынешний хаос.
• Чтобы помогать переселенцам, нужно вначале организовать развитие этносов-хозяев – создавать современные агрогородки (как в Белоруссии) и семейные фермы с европейскими технологиями. Иначе только одна помощь переселенцам будет означать вытеснение этносов-хозяев из привычной экологической ниши – а это такая бомба, что события в г. Пугачев покажутся просто бранью соседей по даче. А федеральный денежный поток перераспределить от феодальной элиты Российского Кавказа в пользу областей Поволжья на развитие этносов-хозяев и на нужды переселенцев.
• Закон должен быть един как для областей, так и для автономий. Мало установить Закон в Саратовской области, нужно, чтобы такой же Закон торжествовал и на Российском Кавказе. Но если, какая-либо автономия на Кавказе в ходе всенародного референдума захочет жить по законам салафитов, (а салафиты не признают российских законов, для них закон – шариат), то такой автономии не место в России. Другими словами, вы можете приехать в любое место республиканской и федеративной России и там жить, при одном условии – вы подчиняетесь федеральным законам, и, разумеется, традициям и обычаям этноса-хозяина. Dura lex, sed lex!
Всем политикам, особенно в многонациональной России, необходимо учитывать законы этнологии и этногенеза, чтобы управлять процессами межэтнических контактов. Избегать дискуссий и проблем межэтнических контактов, как это делают власти и некоторые либералы, означает «прятать голову в песок», совершать опасные ошибки в управлении страной. И реализовывать программу переселения, не забыв еще раньше запустить программу экономического развития коренного этноса. Вот почему подлинный республиканский строй это, помимо всего, межэтнический мир в России.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 30Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ