29 Марта 2024, Пятница, 16:18 ВКонтакте Twitter

Русское кино без настоящего и будущего времени

12/01/2016 13:48

Совершенно очевидная тенденция в русском кино – засилье фильмов, снятых по заказу министерства культуры РФ, и закат эпохи «новых честных» режиссеров. Это было заметно по 2015-му году, когда при слабом конкурсе «Кинотавра» главным событием стала неформальная трилогия о женщинах на войне – «Батальонъ», «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие». Почти не выходят серьезные фильмы, действие которых происходит в наши дни, хотя еще несколько лет назад их было много: «Тиски», «Кремень», «Бубен, барабан», «Сумасшедшая помощь», «Как я провел этим летом», «Коктебель», «Волчок», «Два дня», «Дом», «Мне не больно» и многие другие. Одновременно экстенсивным методом разрабатываются темы великого прошлого страны. В общем, весь кинопроцесс отчетливо переходит в стадию «сибирского цирюльника».

От «Дуэлянта» до «Землетрясения»
Все это ярко видно и на примере нового, 2016-го года. Самые востребованные режиссеры страны работают над масштабными историческими блокбастерами. Это «Дуэлянт» Алексея Мизгирева про XIX век, «Матильда» Алексея Учителя о Николае II, «Время первых» Юрия Быкова и «Салют-7» Клима Шипенко про покорение космоса, «Ледокол» Николая Хомерики про спасательную операцию 1985 года, «Землетрясение» Сарика Андреасяна про Спитак-1988. Сюда же можно отнести «Экипаж» Николая Лебедева, действие которого хоть и происходит в современности, но фактически фильм является римейком одноименного советского фильма-катастрофы, и «Довлатова» Алексея Германа-младшего, который в отличие от говорухинского фильма не является экранизацией книг, а скорее рассказывает ленинградском круге Бродского.
В прошлое обращены «Контрибуция» Сергея Снежкина по повести Леонида Юзефовича о Гражданской войне и «В Кейптаунском порту» Александра Велединского. Наконец, добавим обязательные фильмы о Великой Отечественной войне – «28 панфиловцев» Кима Дружинина, «Учитель» Сергея Мокрицкого и (с натяжкой) «Рай» Андрея Кончаловского, байопики «Маяковский» Александра Шейна и «Хармс» Ивана Болотникова, а также экранизации «Анны Карениной» Карена Шахназарова и «Пиковой дамы» Павла Лунгина.
Все это главные фильмы года, с хорошими бюджетами и отличным подбором актеров. И вроде ничего против хорошего исторического фильма не имею. Да и по поводу «героики» странно возмущаться: все это лишь бледная тень американского киношного ура-патриотизма, который полмира впитывает с молоком матери. Но коробит и скудность жанров, и стройность рядов, и то, что нет в фильмах не только настоящего, но и будущего времени.
Кто остается вне тренда? Иван Твердовский с его странной «Зоологией» (сюжет вертится вокруг девушки, у которой вырос лисий хвост), Кирилл Серебренников с «Мучеником» о религиозно фанатичном школьнике, Сергей Соловьев с «Кедами», чем-то напоминающими по описанию «Питер ФМ», Вера Сторожева с «Домиком на юге», «Коллектор» Алексея Красовского, в котором главную и единственную роль играет Константин Хабенский. Пожалуй, это все из фильмов, которые вызывают интерес на данном этапе.

Сериальный бум
Немного посвободнее дышится на телевидении. С хорошими режиссерами и про здесь и сейчас: «Пьяная фирма» Григория Константинопольского (о специалисте по выводу из запоя), «Бонус» Валерии Гай-Германики (про рэп-культуру), «Творцы» Виктора Шамирова. Почему-то очень жду «Следователя Тихонова» с Михаилом Ефремовым в главной роли по детективам братьев Вайнеров, хотя непонятно пока это будет ретро или наши дни.
Бросающаяся в глаза тенденция – перенос западных форматов на российскую почву. Таких сериалов я насчитал пять. «Красные браслеты» и «Бесстыдники» (по одноименным), «Клим» (по «Лютеру»), «Тайны города Эн» (по «Броадчерчу» ака «Убийство на пляже») и «Оптимисты» (как бы по «Безумцам», только вместо американских рекламщиков советские дипломаты).
Ну и конечно масса сериалов про исторических личностей второго-третьего ряда: про футболиста Стрельцова, диктора Левитана, певца Ободзинского, начальника сталинской охраны Власика, дрессировщицу Назарову… Видимо, чтобы как-то скрасить ожидание между ностальгическими киноблокбастерами.

Скорсезе, Кустурица, Гибсон…
В иноязычном кинопроцессе другая не самая приятная тенденция. Если смотреть на прокатный график 2016-го года, может показаться, что места для оригинальных историй в нем почти не осталось: все занимают разнообразные римейки, сиквелы, франшизы. Оно и понятно: бизнес есть бизнес. И если какой-нибудь «Форсаж 8» гарантированно соберет более полумиллиарда долларов, то любой свежий проект это заведомо игра против казино, то есть с отрицательными математическими шансами. Хотя и повезти может.
Тем не менее, объемы выпускаемого киноцеллулоида таковы, что, как минимум, сто интересных фильмов, готовящихся к выходу на экраны, всегда найти можно. Приведу лишь некоторые из них.
Из мощных стариков выступают Оливер Стоун со «Сноуденом», Тим Бертон с «Домом странных детей», Клинт Иствуд с «Салли», Стивен Спилберг с «Большим и добрым великаном», Педро Альмодовар с «Джульетой», Вернер Херцог с «Солью и пламенем», Джузеппе Торнаторе с «Перепиской», Эмир Кустурица с «Любовью и войной» (оригинальное название «На Млечном пути» более удачное, конечно). Этих ребят все знают, поэтому останавливаться особого смысла нет. Бертон снимает ироничную готику, Стоун – антиамериканские памфлеты, Альмодовар – женщин на грани нервного срыва и так далее. Судя по описаниям фильмов, попыток побега нет, каждый возделывает свой сад.
Отдельно отмечу два возвращения после долгого молчания. Мел Гибсон представит первый фильм со времен «Апокалипто» (а это аж 2006 год) – военную драму про врача-пацифиста «По соображениям совести». Столько же, десять лет, прошло у Поля Верхувена (который «Звездный десант» и «Основной инстинкт») с «Черной книги», хотя там, оказывается, в этот период затесался голландский фильм за его авторством, который никто не видел. В этот раз у Верхувена снимается Изабель Юппер (фильм называется «Она»), так что все будет нормально.
Из европейцев буду ждать нового Томаса Винтерберга («Коммуна»), Оливье Ассайяса («Персональный покупатель»), Марко Беллокьо («Сладкие грезы»), братьев Дарденн («Незнакомка»), Стивена Фрирза («Флоренс Фостер Дженкинс»), Андрею Арнольд («Американский мед»). Включил в список азиатов Чан Вун Пака («Агасси») и Чжана Имоу («Великая китайская стена»), а также «канадского вундеркинда» Ксавье Долана, который впервые работает со звездами первой величины («Это всего лишь конец света»). Ну, и наш Тимур Бекмамбетов замахнулся на «Бен Гура».
Многие голливудские топовые режиссеры, такие как Финчер, Аронофоски, Пол Томас Андерсон, Нолан, этот год пропускают. Однако выходит много заманчивых фильмов от хороших, относительно молодых талантов, которые претендуют на попадание в высшую лигу: криминальный боевик «Три девятки» Джона Хиллкота, престижная мелодрама с Майклом Фассбендером и Алисией Викандер «Свет в океане» Дерека Сиэнфранса, амазонские приключения «Затерянный город Z» Джеймса Грея, триллер «Ночные животные» Тома Форда, сатира на американскую военщину «Машина войны» Дэвида Мишо и другие. В самом начале года выходит новый фильм братьев Коэнов «Да здравствует, Цезарь» - но судя по всему это «маленькие Коэны», в духе «О, где же ты брат?».
Моя персональная первая десятка ожидаемых фильмов выглядит следующим образом:
10. «Пассажиры» Мортена Тылдума. Научная фантастика о двух пассажирах космического корабля, которые проснулись в барокамере на 60 лет раньше остальных членов экипажа.
9. «Отряд самоубийц» Дэвида Айера. Тот самый единственный комикс в списке. Новый Джокер. Ну и вообще я чувствую какой-то грув.
8. «История твоей жизни» Дэни Вильнева. Автор «Убийцы», «Пленников» и «Пожаров» снял фантастику о первом контакте с инопланетянами.
7. «Специальный полуночный выпуск» Джефа Николса. Такая немного ретроистория на стыке Хичкока и Спилберга про отца и сына в бегах и паранормальные способности. По предыдущим фильмам Николса было видно, что он, возможно, новый главный певец «великого американского мифа».
6. «Американская пастораль» Эвана Макгрегор. Экранизация Филиппа Рота и дебют Макгрегора в режиссерском кресле. Скажите: «Оскар».
5. «Пальба» Бена Уитли. Новый выдающийся жанровый режиссер, о котором вы, возможно, еще не слышали. Снял мистический хоррор, черную комедию, психоделику про средневековье - и все отличные. Теперь – криминальные разборки.
4. «Славные парни» Шейна Блека. Не римейк Скорсезе. Ироничная ретромания про 1970-е в духе отличной «Аферы по-американски» с Гослингом и Расселом Кроу, который немного пародирует себя из «Секретов Лос-Анджелеса».
3. «Молчание» Мартина Скорсезе. Возможно, величайший американский режиссер из ныне живущих. Я бы посмотрел даже, если бы он экранизировал телефонную книгу, не говоря уж о романе Сюсако Эндо. В общем, это про миссию иезуитов в средневековую Японию.
2. «Ночная жизнь» Бена Аффлека. Первый фильм Аффлека-режиссера после оскаровского триумфа «Операции Арго». Организованная преступность во времена Сухого закона.
1. «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна. Еще один фильм о Лос-Анджелесе от автора избыточно стильного неонуара «Драйв». На этот раз без Райана Гослинга, но с моделями-каннибалами.

фото - кадр из нового фильма Алексея Учителя "Матильда"
_____
Реклама
Решили устроить грандиозный праздник? Отличная идея. Вашему вниманию предлагается купить салюты в минске. Более детально ознакомиться с информацией, а именно с разнообразием товара, можно на сайте petarda.by. Праздник будет красочным.


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 30Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

29/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Страх над Невой" 18+Ретро-"недохоррор" с узнаваемыми актерами, но совсем без ностальгии
26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ