Евангельский сюжет страстей Христа всегда был благодатной почвой для творчества. К нему обращались художники, скульпторы, композиторы, поэты, писатели и драматурги. Всем им по-разному удавалось раскрыть глубину и драматизм страданий Спасителя.
Пьеса «Царь Иудейский», которая входит в репертуар саратовского Театра оперы и балета им. Чернышевского, является еще одной художественной трактовкой новозаветных событий. Очередной показ спектакля состоялся в Светлое Христово Воскресение по православному календарю — 12 апреля.
Пьеса имеет сложную, но интересную историю. Написанная 100 лет назад великим князем Константином Романовым, она была поставлена первый и единственный раз в 1914 году вопреки запрету Синода и с разрешения Николая II — только при условии участия в ней непрофессиональных актеров. После революции она снова попала под запрет, как и все произведения К. Романова. Символично, что работу над своим произведением Великий князь окончил в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года.
Новая версия постановки появилась на саратовских подмостках недавно и уже успела завоевать признание зрителей.
На сцене разворачиваются события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения.
Цензура в царской России была жесткой, и поэтому в пьесе нет действующих лиц, изображающих Иисуса, апостолов и Богоматерь, евангельские события показаны через их переживания различными персонажами — историческими и вымышленными. Роль Христа, по замыслу автора, отведена музыке, которая впервые в истории светской русской музыкальной культуры запечатлела образ Сына Божьего. Музыкальные номера, призванные сопровождать сценическое воплощение драмы, принадлежат Александру Глазунову.
Оркестр в спектакле уведён в глубь сцены. Красная подсветка, багровеющая медь ударных — всё это создает мистическую атмосферу. Музыкальный фон настолько силен, что эмоционально ощущается присутствие Христа.
И вот под звуки великой музыки разгорается главный конфликт пьесы — конфликт между загнанным в угол силой обстоятельств и собственным прагматизмом Понтием Пилатом и его женой — Прокулой, глубоко переживающей трагедию страданий и смерти Сына Божьего.
В произведении Романова ясно читается текст Евангелия от Иоанна, который недвусмысленно утверждал, что Иисуса казнили по политическим мотивам. В спектакле хорошо показано, как иудейские старейшины боятся, что народ объявит Иисуса своим царем и поэтому с такой яростью добиваются его смерти. Всю силу их гнева и злобы иллюстрируют крики за сценой «Распни его, распни!».
Самая сильная сцена, когда из воздуха, буквально из ниоткуда, над сценой взмывают три креста. Все становится понятно без слов: «Свершилось!». Но вместе с тем приходят светлая надежда и радость, когда на сцене появляется Прокула в белоснежной одежде с букетом белых цветов. Христос воскрес! Воистину воскрес!
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: