20 Апреля 2024, Суббота, 9:08 ВКонтакте Twitter

Экскурсия в 11-м автобусе (рассказ)

23/08/2016 11:22

Завершающая часть моего почти ежедневного похода по городу после проспекта Кирова, «Липок», купания у Ротонды и прогулки по Набережной – Музейная площадь с Троицким собором и с детства кажущимся огромном зданием Приволжской железной дороги. Здесь, у открытых, как правило, в полдень, ворот старейшего саратовского храма я сажусь на автобус 11-го марщрута, чтобы по Московской добраться до дома, который я покинул три часа назад. В автобусе я выбрал одиночное кресло в середине передней части салона сразу же за местами для детей и инвалидов под открытым крышным люком. Искать прохлады заставляет августовская жара. За тридцать!
Салон автобуса заполнялся пассажирами. В переднюю дверь вошла старушка с бадиком, заняв ближнее к двери место. Из-за моей спины прошли и сели на места детей и инвалидов парень и девушка в наушниках и с телефонами в руках. За ними - две женщины, которые сели на диван через проход от меня. Судя по всему, пассажиры активно заполняли и часть мест в задней части салона. Одна из женщин, севших неподалёку, обратилась ко мне: «Вы не подскажете, как у вас расплачиваются за проезд?» и «Где нам выйти на Чапаева?» Я ответил, что проезд оплачивается водителю при выходе и, когда им выходить, я тоже скажу.
- Мы с теплохода, - сказала ближняя ко мне женщина, - и нам посоветовали доехать до Чапаева, потом пройти несколько кварталов до проспекта с пешеходной зоной и по нему вернуться к Волге.
Я их маршрут одобрил. Оказалось, что до отплытия у них полтора часа времени – вариант оптимальный.
Её подруга окончательно втянула меня в разговор, спросив о «таком большом старинном доме». Автобус тронулся, а мне пришлось рассказывать, что это здание Управления Приволжской железной дороги, построенное до революции архитектором Салько, что домов этого архитектора, а также, Калистратова, Зыбина, Мюффке и других в нашем городе немало, в том числе и на Московской улице, по которой мы едем.
«Отсюда начинался Саратов», - продолжал я. Здесь вокруг Троицкого собора улицы Валовая, Тулупная… Когда-то городище было обнесено крепостной стеной…
«Да, все эти дома из XIX, а то и XVIII веков», - я всё более входил в роль экскурсовода, лишь сожалея, что многое подзабылось. «Здесь, в этих двухэтажных домах селились купцы, предприниматели. Улица была одной из первых, самых престижных»… Я помянул сквер «Первой учительнице» и «сталинку» с библиотекой справа.
«От Музейной площади до Вокзала», - уже окончательно вошёл я в раж, - «более 4-х километров и, кажется, в 1908 году по ней был пущен первый в городе трамвай. Конка-то была ещё в 19-м веке… Уже до революции маршрутов у нас было больше десятка».
Мы проезжали Саратов 19-го века – «вот здание Пассажа», а справа Здание окружного суда, в котором с войны и до конца 50-х дислоцировалось Суворовское училище. В нем учились генерал Громов, Олимпийский чемпион, штангист Юрий Власов… Слева была Театральная площадь, и то что сейчас на ней проходит ярмарка мёда и белорусских товаров, кстати, довольно дорогих, я тоже помянул. «Вот и сам театр, за памятником Ленину…»
Кстати поинтересовался, откуда прибыли в «наш славный город» две таких чудесных, внимательно слушающих меня, женщин. Оказалось, что одна из Ханты-Мансийска, вторая из Перми… А проехали мы уже правительственные здания – новое и старые двухэтажные – наследство от Верхнего базара, гостиницу «Московскую», Областную научную библиотеку… Это всё я тоже упомянул. Трогаясь от остановки «Горького» женщины заметили, что «что-то одни обувные магазины?» - на то они и женщины…
Здесь я им сказал, что на следующей остановке им выходить, что нужно перейти Московскую и, пройдя три квартала, мимо прекрасного здания Главпочтамта, нового Театра юного зрителя, двигаясь мимо Цирка, они и выйдут к знаменитому саратовскому «Крытому рынку» и проспекту Кирова – той самой пешеходной зоне, по которой им советовали вернуться к Волге.
Женщины поднялись на выход и стали благодарить меня: «Вы настоящий экскурсовод, столько нам рассказали, спасибо…» Из-за моей спины, продвигаясь к водителю и передней двери, толпой шли и шли люди: молодые и в годах, некоторые с детьми… и все мне улыбались, благодарили… Оказывается, они, целая группа человек в 20-ть туристов с теплохода, всё время нашей поездки слушали мои россказни! А я то, скорее старый ловелас, чем экскурсовод, тоже улыбался и благодарственно кивал гостям нашего города, вплоть до последнего вышедшего.
Старушка с бадиком, сидевшая впереди, вышла ещё на Радищева, парень с девушкой – те что в наушниках, так и продолжали сидеть в дрёме, которая будет их одолевать судя по всему до «6-го квартала»…
Потом, когда автобус после светофора переезжал улицу Чапаева, я, встав, взглянул в окно вслед уходящей группе – они шли как я и наказывал мимо Главпочтамта к ТЮЗу… Через час-полтора они уедут из Саратова, а я сейчас выйду на улице Рахова и домой…

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Теги: Саратов, театр, жара, город, трамвай, дороги, автобус, здание, Чапаева, дома, проезд, площадь, здания

Оцените материал:12345Проголосовали: 25Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги

15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика

«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.

Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»