Давно-давно, в Бобуре, полный всяческих впечатлений, я позволил себе немного отдохнуть. Шутки ради я сказал ошеломленной всем увиденным даме из нашей компании, что хочу ещё раз посмотреть на знаменитый «Фонтан» Дюшана. Она, как было запланировано, была заинтригована и решила присоединиться ко мне. Ну, понятно, что увидела. Тот самый писсуар, подписанный R.Mott. Немного неловко, оправдываю себя только тем, что сам устал и хотел сделать эмоциональную паузу в непростой работе посетителя музея.
Он родился 127 лет назад. Дата не круглая, но его можно вспоминать не только в юбилеи. И не только в дни рождения. Правда, далеко не все знакомые местные художники догадываются о его существовании, а некоторые из тех, кто догадывается, вспоминают тот самый «Фонтан» и с удовольствием его высмеивают, вместе с работами Фонтана, Мандзони и Эмин, как самое очевидное доказательство несостоятельности современного искусства. Вот, до чего всех довел Малевич!
Марсель Дюшан прожил долгую и, вероятно, вполне счастливую жизнь. Он почти не создавал произведения на продажу. Он бесплатно создавал революции в визуальном искусстве, за что его просто содержали ценители таланта. И таких революций он неспешно создал несколько, не сильно отвлекаясь от любимой игры в шахматы (кто только их с Набоковым не сравнивал). После фантастического успеха его холста «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» только он мог прекратить занятия живописью и изобрести реди-мейд, потом оп-арт и ещё много чего. Это он представил, как выставочные экспонаты, велосипедное колесо и сушилку для бутылок. Это он подрисовал бородку-эспаньолку на открытке с Джокондой. Это он мистифицировал общественность, придумывая Эрроуз Селави и создавая рисунки от её имени.
Марсель Дюшан не столько «работал», сколько думал. С ремеслом живописца он расстался довольно молодым, но говорил, что «вовсе не прекратил заниматься живописью. Картина, прежде чем попасть на холст, обязательно существует в уме, и, написав её, всегда что-то теряешь. Я предпочитаю смотреть на свои картины без всей этой грязи».
И ещё одна знаменитая цитата: «Моя идея заключалась в том, чтобы вложить мозги туда, где всегда были только глаза». Это сказано очень давно, и в нашу эпоху избытка визуального мусора оказывается все более и более актуальным.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: