В этом году известному актёру Анатолию (Отто) Солоницыну исполнилось бы 80 лет. Многим хорошо знакомы его роли в картинах Андрея Тарковского и постановках «Ленкома», но как-то забытыми остаются страницы его биографии, связанные с Саратовом – родном городе матери артиста. Как указывается в биографических данных, предки Солоницына были из поволжских немцев, поэтому неудивительно, что нынешняя Саратовская область, на территории которой до 1941 года существовала АССР немцев Поволжья, в определённом смысле является исторической родиной Анатолия Алексеевича.
В наши края Солоницыны перебрались после Великой Отечественной войны из городка Богородск Горьковской области, где родился будущий актёр. В Саратове семья Солоницыных поселилась в деревянном доме на пересечении улиц Лопатинской и Цыганской (ныне – Емлютина и Кутякова), в Завокзальном посёлке. Позже в своих дневниковых записях Анатолий Солоницын будет с ностальгией вспоминать «заросшую лопухами Цыганскую улицу», по которой он ходил на учёбу в строительный техникум (ныне – Саратовский архитектурно-строительный колледж на ул. Чернышевского, 139), где получил специальность слесаря-инструментальщика, а позже, в 1951-1952 годах, на работу в весоремонтный завод (располагался в районе магазина «Дачник» на улице Радищева).
Но, судя по всему, Анатолия мало интересовали его «профильные» на тот момент занятия. Живя в Саратове он был завсегдатаем саратовских театров и постоянным зрителем «Темпа» и «Пионера». Юношеские годы Солоницына, проведённые в Саратове, хорошо помнит актриса ТЮЗа Тамара Лыкова. Её детство и отрочество тоже прошло в Завокзалье, где Солоницына считали заводилой и с уважением звали Толичем.
«Толич был главным среди ребят. Он был худеньким и одержимым театрами. Помню, как он нас собирал и водил в оперный театр. Как-то пошли целой толпой на представление не то челябинского, не то ивановского опереточного театра, смотрели «Вольный ветер» и «Сильву». Толич с кем-то договаривался и бесплатно нас проводил. А во дворе мы всем гуртом играли то в лапту, то в футбол. Кричали: «Толич, пасуй!». Мячей в продаже не было, делали их сами»,– рассказала «Общественному мнению» Тамара Константиновна.
В середине 1950-х Солоницын вместе с семьёй переезжает в Кыргызстан, затем в Москву, где он осуществляет три неудачные попытки поступления в ГИТИС. После Анатолий отправляется в Свердловск, в только что открывшуюся студию при драматическом театре. Окончив учебу в студии, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Первая же роль в кино стала для него главной. В 1965 году его пригласили сняться в фильме Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица». Прочитав в журнале «Искусство кино» о готовящихся съемках фильма про Андрея Рублева, Солоницын решает немедленно ехать в Москву, чтобы предложить себя на роль. К тому времени на роль Рублева был утверждён Станислав Любшин. Когда была сделана первая кинопроба с Солоницыным, единственным человеком, который увидел в этом актере Андрея Рублева, был Тарковский. Он даже взял несколько фотографий разных актеров и отправился с ними к специалистам по древнерусскому искусству, которые и подтвердили, что ближе всего к внешности иконописца внешность именно Анатолия Солоницына. Эта импровизированная экспертиза и развеяла последние сомнения режиссера.
После «Андрея Рублёва» Солоницын стал часто сниматься, получать приглашения от разных режиссёров и в общей сложности сыграл в 46 картинах.
Бывшие соседи Солоницына стали забывать Толича, но, как вспоминает Тамара Лыкова, с выходом на экраны первых лент с его участием сначала не поверили в это, подумав, что актёр просто похож на общего знакомого Толича. Но вскоре после того, как в 1981 году Анатолия Алексеевича не стало, Тамара Константиновна зашла в Дом книги и обнаружила воспоминания бывшего соседа, в которых он писал, что действительно его ранняя юность прошла в Саратове на заросшей лопухами улице Цыганская…
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: