20 Апреля 2024, Суббота, 14:31 ВКонтакте Twitter

Саратовский городской совет накануне Сталинской Конституции

05/12/2014 12:11

В канун уже сильно подзабытой даты — Конституции СССР 1936 г. — интересно было бы вспомнить о деятельности городских советов в целом в СССР и, в частности, о структуре и атмосфере работы Саратовского городского совета, в помещении которого в настоящее время располагается администрация города Саратова. Мы попросили ответить на наши вопросы историка Евгения Ардабацкого.
А.М.: Как законодательно обеспечивалась деятельность городских советов в советский период?
Е.А.: Советское законодательство о положении и деятельности городских советов с 1917 г. прошло долгий путь, прежде чем окончательно отлиться в лаконичные строки Сталинской конституции 1936 г. Структуризация аппарата городских советов как составная часть советского строительства в первое десятилетие советской власти определялась конституцией РСФСР 1918 г., конституцией СССР 1924 г., решениями съездов и пленумов РКП(б) — ВКП(б), партийными директивами и установками.

Всплывающая подсказка
Здание саратовского горсовета (позже горисполкома). Фото с траурного митинга, посвящённого смерти И.В. Сталина. 5 марта 1953 г.

А.М.: Как складывалась структура городских советов?
Е.А.: По Конституции 1918 г. городские советы в границах своего ведения и в пределах своей власти объявлялись высшей властью. С самого начала их существования для обеспечения работы городских советов начал создаваться аппарат советов — их исполнительные комитеты (исполкомы), которые насчитывали от нескольких человек до нескольких десятков. Для руководства отраслями государственного управления исполкомы создавали отделы. Из своего состава исполкомы избирали президиумы, которые являлись оперативными органами исполкомов. Обычно состав президиума был небольшим — секретарь и несколько заведующих отделами — финотделом, коммунальным, соцобеспечения, народного просвещения, рабоче-крестьянской инспекции и др. В состав президиума исполкома входил и председатель местной ЧК. Для обеспечения текущей работы при президиуме рекомендовалось иметь «небольшой, хорошо поставленный технический аппарат — управление делами президиума исполкома городского совета».
Советы — это декларировавшиеся большевиками органы власти трудового народа. Классовый акцент структуризации советов и их связи с массами трудового населения города отразился в создании в исполкомах секций и комиссий — полуобщественных массовых органов, образуемых для выполнения временных заданий. При этом обязанностью каждого члена горсовета было участие в работе той или иной секции или комиссии. Возникшие как массовые органы при городских советах с 1918 г., секции и комиссии были органом исполкома и работали под руководством заведующего отделом или члена коллегии отдела.
«Массовидность» их работы заключалась в заслушивании докладов отделов исполкома, обследовании их работы, участии в разработке и обсуждении планов, отчётов и докладов, вносимых отделами и исполкомом на пленум горсовета. Советские исследователи советов подчёркивали исключительно важное значение секций для привлечения трудящихся к участию в государственной работе. Согласно специальной инструкции по организации секций, они имели не столько практически-рабочие, сколько контрольно-надзорные функции, были своего рода «школой подготовки пролетариата к азам управленческой работы», своего рода РАБКРиНом над бюрократическим аппаратом исполкома горсовета.
Но, как увидим в дальнейшем, именно эти «приводные ремни» связи пролетарских масс с аппаратом городских советов давали частые сбои и «пробуксовки» в текущей работе.
Но были и другие негативные явления в работе советов, о которых было сказано на ХII съезде РКП(б) (17-25 апреля 1923 г.). В резолюции съезда о работе советского аппарата с классово-партийных позиций указывались его недостатки: «неаккуратная, несвоевременная присылка распоряжения … волокита … очередь … пьянство … грубость, взятка и произвол», которые являются «оружием в руках наших классовых врагов». Поэтому важнейшими задачами, которые РКП(б) ставила перед советами на текущий момент, были: «обнаружение элементов, вносящих в наш советский аппарат навыки царистско-крепостнического режима … изгнание их из советского аппарата, публичный суд над ними».
В 1924 г. И.В. Сталин дал следующее политическое определение советов: они должны быть «непосредственными, наиболее демократическими и, значит, наиболее авторитетными организаторами масс, максимально облегчающими им участие в устройстве нового государства и в управлении последним и максимально развивающими революционную энергию, инициативу, творческие способности масс».
Новая советская Конституция была окончательно утверждена постановлением II съезда Советов Союза ССР 31 января 1924 г. По Конституции СССР 1924 г. вводились нормы образования городских советов из расчета 1 депутат на каждые 1000 человек населения, но в числе не меньше 50 и не более 1000 депутатов. Срок их полномочий составлял 3 месяца. Для текущей работы в городах совет депутатов избирал из своей среды исполком в составе от 3 до 15 членов.
По Конституции 1924 г. предметами ведения всех советов официально являлось проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти; принятие мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; разрешение вопросов, имеющих местное значение.
Но наряду с новой конституционной базой в последующие годы ставятся задачи и даются новые партийные установки на «оживление советов в городе и деревне, вовлечение беспартийных рабочих в городские советы (пленум ЦК РКП(б) 3-10 октября 1924г.,— прим. ред.)», на «политику оживления советов как очередного шага в деле развития советского демократизма (пролетарской демократии) (объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 14-23 июля 1926 г.,— прим. ред.)».
Но установки — установками, а внутренняя работа городских советов шла по прежнему кругу: отделы, секции, комиссии, которые были официально узаконены новым положением о городских советах, введённым в действие ВЦИК в конце 1925 г. Новым явлением в организации работы городских советов был перевод их на самостоятельный бюджет; горсоветы получили кредитное право и права юридического лица, могли образовывать вспомогательные комиссии и депутатские группы.
Однако III Всесоюзный съезд Советов (май 1925 г.) отметил и их существенные недостатки: «подмену советов их персональными председателями; низведение советов до роли учреждений, регистрирующих готовые решения; непрерывное увеличение числа членов исполкома».
На XIV съезд ВКП(б) 18-31 декабря 1925 г. в политотчёте ЦК Сталин определил курс на социалистическую индустриализацию СССР: «Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование — вот в чём суть, основа нашей генеральной линии». Курс на индустриализацию потребовал улучшения работы государственного аппарата. В целях борьбы с советским бюрократизмом съезд дал установку на «учёт опыта работы выдвиженцев из рабочих».
Выдвиженчество особенно усилилось в связи с «Шахтинским делом», когда в постановлении апрельского (1928 г.) пленума ЦК ВКП(б) вместе с призывом к усилению бдительности по отношению к «буржуазным специалистам» содержался призыв к массовому выдвижению на ответственные посты «рабочих от станка». По этому призыву около 600 тысяч рабочих-коммунистов покинули цеха и превратились в служащих и управленцев.
Курс на форсированную индустриализацию СССР был провозглашён И.В. Сталиным в речи на пленуме ЦК ВКП(б) 19 ноября 1928 г.
Развёртывание «фронта индустриализации» вылилось в строительство в городах новых промышленных объектов, в усиление режима экономии, в добровольно-принудительное распространение «займов индустриализации», в установление карточного снабжения городского населения. Эти меры сопровождались политическим кампаниями, чистками партийно-советского аппарата, поисками «врагов народа».

Всплывающая подсказка
Июнь 1930 г. Визит в Саратов Михаила Калинина

А.М.: Кроме политических установок и лозунгов были ли законодательные основания структуризации городских советов?
Е.А.: Да, таким законодательным актом было новое положение по укреплению городских советов, утверждённое 20 января 1933 г. ВЦИК и СНК. Оно значительно расширяло их компетенцию, вносило ряд новых моментов в организацию их работы. Положение устанавливало 2 типа горсоветов: 1 — республиканского и областного подчинения; 2 — районного подчинения. При горсоветах 1 типа образовывались отделы: коммунальный, финансовый, снабжения, РКИ, труда, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. При президиумах образовывались плановые комиссии и организационные отделы (орготдел), ведавшие организационно-массовой работой. При горсоветах, подчинённых райисполкомам (2 тип) создавались отделы — коммунальный, финансовый, народного образования — и инспекции — труда, здравоохранения и социального обеспечения. При предприятиях создавались плановые комиссии.
Положение о горсоветах усиливало значение пленума горсовета: к его исключительному ведению относились вопросы плана, бюджета, заключения займов, перепланировки города. Значительно повышались полномочия и роль секций, которые рассматривались как основные массовые органы, вовлекавшие широкие массы трудящихся в практическую работу горсовета. В перечне обязательных секций горсоветов крупных городов были предусмотрены отраслевые промышленные секции.
Но политические директивы, партийные решения, как и во всех других вопросах, оказывались главенствующими. Так, вопрос организационно-массовой работы советов, в том числе и горсоветов, нашёл отражение в работе XVII съезда ВКП(б) (26 января — 10 февраля 1934 г.).
В резолюции по организационным вопросам партийного и советского строительства указывалось: «О работе местных советов. 16. Организовать массовый контроль работы органов управления и поставить под жёсткую критику масс бюрократические язвы и недостатки аппарата».
Съезд установил, что главнейшими из этих недостатков являются:
— канцелярско-бюрократические методы руководства и невнимание к низовым советско-хозяйственным и партийным органам (завод, цех…);
— функциональное построение аппарата, рассредоточение дела управления в десятках отделов и секторов и, как следствие этого, отсутствие оперативного руководства;
— крайняя слабость единоначалия, отсутствие личной ответственности и обезличка управления под прикрытием «коллективного» руководства.
Съезд постановил для устранения указанных недостатков руководствоваться следующими положениями:
— усилить личную ответственность руководителей за порученным им делом как по партийной, так и по советской линии, ликвидировать функционалку и обезличку в работе, установив строгое единоначалие.
Непременным условием успешного осуществления этих дел съезд считал дальнейшее развитие самокритики, активности и самодеятельности партийных, рабочих и колхозных масс и их массовых организаций.
По линии организационных мероприятий в области советского строительства было принято решение: «8. Ликвидировать функциональную систему построения всех советско — хозяйственных аппаратов и перестроить их по производственно-территориальному признаку, начиная от низших звеньев и кончая наркоматами... 12. Установить, что у председателей горсоветов должно быть не более двух заместителей».
В разделе «О работе местных советов по улучшению государственного и хозяйственного аппарата» XVII съезд постановил: «16. Организовать массовый контроль работы органов управления и поставить под жёсткую критику масс бюрократические язвы и недостатки аппарата. Расширить сеть секций советов и депутатских групп на предприятиях, … а в больших городах организовать подрайонные и участковые группы депутатов советов, при этом особенное внимание обратить на вовлечение в работу советов и их секций женщин — активисток, работниц и колхозниц. Развернуть и качественно поднять оправдавшее себя шефство предприятий над госучреждениями и социалистическое совместительство работы на производстве с работой в госучрежденях».
XVII съезд ВКП(б) в уставе ВКП(б) (раздел «О членах партии и их обязанностях», пункт 9) высказался о необходимости проведения чисток, которые периодически проводятся решениями ЦК ВКП(б). Чистки проводятся «для систематического очищения партии от: классово-чуждых и враждебных элементов; двурушников, обманывающих партию и скрывающих от неё свои действительные взгляды и срывающих политику партии; открытых и скрытых нарушителей железной дисциплины партии и государства». Посредством чисток партия должна была очищаться от: «перерожденцев, срастающихся с буржуазными элементами; карьеристов, шкурников и обюрократившихся элементов; морально разложившихся, роняющих своим неблаговидным поведением достоинство партии, пачкающих знамя партии; пассивных, не выполняющих обязанностей членов партии и не усвоивших программы, устава и важнейших решений партии».
Все эти партийно-государственные решения, установки и директивы были строго обязательными для исполнения на местах.
А.М.: Какое отражение политические и организационные установки «Съезда победителей» нашли в работе горсовета Саратова того времени?
Е.А.: Политическая направленность была характерной чертой отчётов и Саратовского горсовета XVIII созыва. Политический фактор его деятельности нашёл отражение в характерных лозунговых формулировках. Например: «Вся практическая деятельность самого совета и его аппарата проходила под знаком непримиримой борьбы за генеральную линию партии, под знаком организации рабочего класса и идущих за ним трудящихся масс вокруг лозунгов коммунистической партии, под знаком мобилизации их сил на борьбу за осуществление развёрнутого по всему фронту социалистического наступления».
Большевистская классовая непримиримость отражалась в стандартной терминологии начала 1930-х, характеризовавшей работу Саратовского горсовета:
«Значительные достижения городского совета во всех областях социалистического строительства завоёваны в жестоком классовом бою против всех реакционных сил, сплотившихся для сопротивления наступающему социализму». «Усиленное наступление пролетариата на враждебные социализму элементы, ликвидация последнего эксплуататорского класса кулаков на основе сплошной коллективизации, сопровождаются нарастанием обострения классовой борьбы, бешеного сопротивления классового врага, пустившего в бой все силы и средства, … контрреволюционной вредительской работы «промышленной партии». «Всё это обязывало и обязывает городской совет к исключительной классовой бдительности, к напряжению всех сил рабочего класса и трудящихся масс для разгрома враждебных социализму элементов». Эти политические речитативы вполне отражают дух 1930-х гг.
«Успешное решение конкретных вопросов (выполнение промфинпланов, ударничество, соцсоревнование, революционные темпы промышленного строительства, укрепление обороноспособности, пролетарская помощь деревне и т.д.) возможно только при условии чёткости и гибкости в работе совета, его отделов и аппарата, неуклонного проведения во всём аппарате чёткой классовой линии, суровой борьбы с бюрократизмом, на основе широкого развёртывания самокритики, чистки аппаратов от разложившихся классово-чуждых элементов, выдвижения рабочих-ударников на командные посты в аппарат, укрепления и развёртывания шефства рабочих над соваппаратом, перестройки массовой работы совета на основе ударнического движения на предприятиях, привлечения к практическому участию в управлении широких рабочих и трудящихся масс».

Всплывающая подсказка
Показательно сравнение состава горсовета ХVII созыва с новым составом ХVIII созыва.
В составе горсовета Саратова XVIII созыва значительно увеличилась рабочая прослойка (с 49,5 до 59,7%), и увеличился партийный состав (с 58,2 до 64%). В то же время почти на треть сокращены служащие (с 22 до 14,9 %), красноармейцы по незначительности своего участия попали в разряд «прочих», количество которых также имело тенденцию к сокращению (с 13,9 к 8,4%).
Укрепление аппарата горсовета «шло по линии чистки аппарата ведомств, выдвижения на руководящую работу в аппарат рабочих, подготовки и переподготовки советских работников из рабочих с производства».
Любопытно появление новой советской канцелярской терминологии 20-30-х гг., множащаяся пестрота которой отражала генеральную линию и партийные установки в центре и на местах. Так в отчёте Саратовского горсовета появились новые термины — «окоммунизация», «орабочивание», «обюрокрачивание».
«Проведённая чистка ЦРК (центральный рабочий кооператив) показала значительную засорённость. Вычищены 203 человека. Но не только аппарат ЦРК. Большая работа была проделана по очистке и укреплению аппарата горкоммунотдела, ГорФО, адмотдела и других. Обновлён руководящий состав горкоммунотдела, увеличена рабочая прослойка, усилен аппарат молодыми специалистами и в значительной степени окоммунизирован»,— говорилось в отчёте тех лет.
«Окоммунизация» проходила по аппарату горфинотдела, где партийная и комсомольская прослойка была доведена до 43,7% (против 36,2 на 1/Х.1929), состав рабочих — до 27,1 (было 24,2%), число выдвиженцев — до 21,4% (было 14,3). Все выдвиженцы были прикреплены к отдельным специалистам, отвечавшим за их подготовку; часть выдвиженцев была командирована в вечерний промышленно-экономический техникум, часть — на 6-месячные и 3-месячные финансовые курсы.
В целом за 6 месяцев выдвинуты на руководящую работу 46 рабочих. Выдвижение производилось в отделы — коммунхоз, отдел народного образования, заведующие школами, инструкторами РКИ, — и другие структуры Горсовета.
Вот как критиковал сам себя горсовет: «...мероприятия по укреплению аппарата недостаточны. Необходимо решительно орабочить аппарат, выдвигая на руководящие работы лучшую часть рабочих и также укрепить кадрами квалифицированных работников-специалистов». Однако в порядке самокритики в отчёте работы горсовета указывалось, что «в перестройке работы аппарата лицом к производству сделаны только первые шаги. Коренной перестройки под этим углом совет ещё не добился».
Выход видели всё в том же «перестроении работы секций», так как их практическая работа показала, что «не везде секция своевременно и умело могла мобилизовать рабочие и трудящиеся массы на проверку выполнения директив партии и правительства и на оказание практической помощи на важнейших участках работы совета. Прежняя разбивка секций на постоянные подсекции — комиссии с определённым кругом ведомств — суживала их работу. Роль секций в деле вскрытия ряда болезненных явлений в работе советских аппаратов (ГорКо, ГорФО) была недостаточна».
Перестройка работы секций, а фактически — их дальнейшее «обюрокрачивание», выразилась в их «разукрупнении, реорганизации, создании новых секций, что привело к увеличению количества секций с 9 до 14, из которых прежними оставались: коммунальная, РКИ, военная, финансово-бюджетная. Были реорганизованы секции здравоохранения (стала — охраны здоровья трудящихся), торгово-кооперативная (стала — рабочего снабжения), административно-судебная была преобразована в охрану революционной законности». Несмотря на чисто канцелярский характер преобразований, в отчёте с гордостью отмечалось, что в результате реорганизации узковедомственных секций, они превратились «в секции, охватывающие работу широких отраслей социально-культурного строительства», в том числе организации социалистического быта, культурного строительства.
С бюрократизмом боролись бюрократическими методами, нагромождая новые аппаратные структуры. Памятуя о ленинском рабкрине (рабоче-крестьянской инспекции), стали вводить органы рабочего контроля над аппаратом городских советов, а внутри горсовета — учреждая секторы над секциями.
Проходила дальнейшая структуризация общественных ответвлений советов по ступенчатому типу: над секциями «с целью наиболее чёткого руководства» были создана секторы. Сектор промышленности и сельского хозяйства объединял секции — промышленную, труда, строительную, транспортную, сельскохозяйственную. Сектору социально-культурному подчинялись секции культурного строительства, организации соцбыта, охраны здоровья трудящихся, коммунальная. Сектор торговли и финансов координировал секции рабочего снабжения и финансово-бюджетную. Сектор управления и контроля объединял своим надзором секции рабоче-крестьянской инспекции и охраны революционной законности.
Были созданы также и секторы, общие для всех секций. Ими были секторы: кадров и выдвижения, учётно-информационно-плановый и сектор методики техники массовой работы.
Внутренняя структуризация заключалась в организации в секциях «добровольческих бригад по разрешению конкретных вопросов хозяйственного и культурного строительства, обеспечению повседневного контроля за работой советских хозяйств, учреждений и аппаратов», что «обеспечивало секциям более глубокую проверку и изучение деятельности соваппарата, вовлечение широких рабочих масс в работу совета… перестраиваться на ударные темпы работы».
Перестройка оргмассовой работы секций сопровождалась расширением их прав по проведению в жизнь своих решений без предварительного утверждения их президиумом совета, который «значительно разгрузился от рассмотрения и утверждения ряда вопросов хозяйственно-культурного строительства города».
А.М.: Каково было материальное обеспечение советского аппарата?
Е.А.: Некоторое представление об этом вопросе даёт упоминание в отчётах Саратовского горсовета закрытых распределителей.
Классовый подход иногда давал свои результаты — обратные закрытости утвердившейся административно-командной системы. Так, через «секцию рабочего снабжения, через организованные бригады депутатов горсовета, рабочих с производств и домашних хозяек была взята под жёсткий контроль работа закрытых распределителей, аппаратов распределения его секторов. Бригадами секций с привлечением органов РКИ выявлены ряд злоупотреблений, факты извращения классовой линии в распределении через талонную систему дефицитных промтоваров, ненормальности в области хлебоснабжения».

Всплывающая подсказка
Кто не работает, тот не ест

А.М.: Много ли было этих распределителей, закрытых для «простого народа»?
Е.А.: Это очень интересная и всегда болезненная для партийно-советского аппарата тема. Интересно, что в открытой ещё тогда статистике работы Саратовского горсовета XVII созыва можно увидеть их динамику по сети общественного питания Саратовского ЦРК. На конец 1927/28 гг. в Саратове имелось 2 столовых открытого типа, 4 распределителя. На 1928/29г. имелось 2 столовых открытого типа, 8 столовых закрытого типа, 13 распределителей, 21 буфет, чайных и закусочных (всего — 44 столовых закрытого типа и распределителей при промпредприятиях). При этом возросли и штаты по общественному питанию, которые на октябрь 1928 г. составляли 106 человек, а через год достигли 271 человека.
В масштабе всей страны Михаил Восленский (Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991. 623 с.) приводит характерные примеры социального неравенства в СССР, где советская номенклатура стала правящим бюрократическим классом — привилегированным классом советского общества.
Что же касается депутатской работы на местах — на производстве и в жилом секторе, то сеть депутатских групп возросла с 50 до 77, большинство которых (39) было организовано при фабриках и заводах; немалая часть была и при советских учреждениях (23).
Однако их работа, несмотря на некоторое улучшение (удовлетворительно депутатские группы работали на заводе им. Ленина, Комбайнстрое, СарГРЭС), велась слабо. Отсутствовала плановость работы, наблюдалась большая текучка в руководящем составе, перегрузка разнообразной работой, недостаточно была налажена связь с секциями, недостаточна дисциплинированность депутатов, их слабая активность.
Мерами по укреплению руководства депутатскими группами были: созыв регулярных инструктивных совещаний старостата, прикрепление инструкторов исполкома для руководства, выделение специального инструктора, т.е. организационно-бюрократические меры, инициированные руководящим составом горсовета и его исполкома.
Кампанейщина в организации работы проявилась в обязательном участии секций и депутатских групп в политических кампаниях с массовым привлечением «секционеров», в том числе — работа по ликвидации недоимок (1 500 человек); проверка списков лишенцев (300); контроль над снятием товарных остатков (200). К работе по распространению займа «Пятилетка в 4 года» была привлечена вся масса секционеров.

Всплывающая подсказка
Управление Комбайнстроя вместе с Михаилом Калининым (слева). Июнь 1930 г.

А.М.: Как же активизировалась работа аппарата городского совета Саратова и других городов?
Е.А.: Методом активизации здесь, как и по отраслям промышленности, было соцсоревнование как «выражение творческой инициативы трудящихся социалистического государства, которая проявляется в сознательной и активной борьбе за повышение производительности труда, стремлении достигнуть наилучших результатов во всех сферах общественной жизни, в воспитании коммунистического отношения к труду».
Очередная кампания была открыта обращением ХVI Всесоюзной конференции ВКП(б) «Ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза» в апреле 1929 г. и постановлением ЦК ВКП(б) от 9 мая 1929 г. «О социалистическом соревновании фабрик и заводов», где указывалось, что соцсоревнование — не праздная перекличка, не эпизодическая кампания, а постоянный метод работы, главное в котором — это действительное участие масс.
Социалистическое соревнование стало не только внутри- или межзаводским делом. В «развёрнутое по всему фронту социалистическое соревнование» были вовлечены горсоветы Саратова, Сталинграда, Астрахани, заключившие между собой соответствующие социалистические договоры.
В соцсоревновании городов участвовали не только целые территориально-административные единицы, но и их структурные подразделения — районы городов. В частности, таким участником соревнования городов был Октябрьский район г. Саратова.
Так, на заседании I пленума Октябрьского райсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов города Саратова 15 декабря 1934 г. в повестке дня был поставлен вопрос «О практических задачах райсовета в соревновании 11 городов». С докладом выступил избранный на этом заседании председатель Октябрьского райсовета «т. Логинов А.Г.», после чего пленум единодушно принял соответствующее постановление:
1. «Пленум райсовета считает выполнение договора по социалистическому соревнованию 11 городов важнейшим политически-хозяйственным делом и одной из важнейших задач практической работы райсовета на ближайший период».
2. Пленум отметил, что «в объектах соревнования, взятых на себя Саратовом, имеются значительные недостатки», поэтому обязал «всех членов и кандидатов райсовета немедленно включиться как в руководство, так в практическую помощь организациям в исполнении относящихся к району обязательств». Пленум поручил райсовету «в 7-дневный срок каждого депутата, секцию и депутатскую группу прикрепить к отдельному объекту соревнования».
Последующие части постановления пленума наполнены призывами ко «всем рабочим, служащим, учащимся и домохозяйкам включиться в практическую работу по выполнению принятых Саратовом обязательств по соревнованию с другими городами». В активизации работы депутатов ставка делалась на низовые общественные структуры. Поэтому пленум обязывал всех депутатов Октябрьского райсовета «немедленно включиться в работу существующих уличных комитетов» или «возглавить их организацию».
Однако в масштабе всего Саратова предварительная проверка выполнения соцдоговора показала, что соцсоревнование на октябрь 1930 г. ещё не стало основным методом работы горсовета Саратова. «Выполнение взятых обязательств по договору проходило без достаточного контроля со стороны секций. Договор слабо популяризован в массе рабочих и трудящихся».
Поэтому в порядке активизации работы был «заключён договор на лучшее проведение отчётно-перевыборной кампании и выполнение промфинпланов особого квартала Сталинградским, Астраханским, Вольским и Ростовским горсоветами».
Вместе с тем в итоге работы Саратовского горсовета XVIII созыва были отмечены, как и положено, значительные недостатки:
1. «Ещё не добились коренного перестроения работы совета и его секций лицом к производству, придания работе всего аппарата на основе ударничества и соревнования боевых темпов, соответствовавших нормам социалистического строительства, темпам развёрнутого по всему фронту социалистического наступления».
2. «Депутатские группы — низовые советские ячейки — слабо повёрнуты лицом к производству, не втянуты в повседневную производственную жизнь — в работу по выполнению важнейших политических и хозяйственных задач, не стали ещё действительно низовыми органами советской власти».
3. «Некоторые секции (транспортная, охраны здоровья, РКИ) не перестроились на боевые темпы в работе. Содержание их работы не отвечает стоящим перед ними задачами. Значительная часть секционеров в этих секциях не втянута в практическую работу, шефство рабочих над советским аппаратом не получило ещё должного размаха и не стало одной из решающих форм в перестроении работы советского аппарата».
Президиум Саратовского горсовета поставил и задачи улучшения его работы:
«Вместе с тем городской совет и его аппарат перестраиваются в своей работе, в связи с задачами и требованиями реконструктивного периода, недостаточными темпами. Лозунг «Совет лицом к производству» должен быть основным во всей работе горсовета. Нужно решительно перестроить всю работу на основе ударнического движения и социалистического соревнования, возглавить инициативу масс, направленную на усиление темпов социалистического строительства.
Решительно разворачивать пролетарскую самокритику, улучшать работу аппаратов, беспощадно изгонять оппортунистов, вредителей, бюрократов, заменяя их выдвиженцами, проверенными лучшими рабочими-ударниками, способными организовывать массы и идти передовой колонной в развёрнутом наступлении пролетариата в борьбе за индустриализацию, за сплошную коллективизацию и на её основе ликвидацию кулачества как класса — в борьбе за социализм
».
Классовый лозунг дня — «Укрепим советы — органы пролетарской диктатуры!» — открывал новый этап деятельности Саратовского горсовета XIX созыва, работавшего в период первой и начала второй сталинских пятилеток. Выборы в горсовет проходили в январе 1931 года, а отчёт о его работе датируется октябрём 1934 г.
В своём отчёте за период 1931-1934 гг. горсовет Саратова указывает на практическую работу секций, которые «строили свою работу на основе широко развёрнутой массовой работы по привлечению новых масс ударников».
В начале 1934 г. в составе горсовета было 13 секций, но уже в мае на основе решений XVII партсъезда была проведена перестройка массовой работы горсовета в сторону разукрупнения и большей конкретизации работы секций. Поэтому в октябре 1934 г. секций было уже 20, в том числе:
1. тяжёлой промышленности; 2. местной промышленности; 3. коммунальных предприятий; 4. благоустройства; 5 жилищного хозяйства; 6. советской торговли; 7. общественного питания; 8. революционной законности; 9. обороны; 10. пригородного хозяйства; 11. железнодорожного транспорта; 12. водного транспорта; 13. школьная; 14. ВУЗов и техникумов; 15. здравоохранения; 16. соцобеспечения; 17. дошкольная; 18. связи; 19. топливно-энергетическая; 20. финансовая.
А.М.: Где находился горсовет Саратова?
Е.А.: В 1932 г. горсовет, располагавшийся в здании на углу улиц Радищева и Первомайской, имел в своём составе 11 отделов, некоторые из них находились в других зданиях.
Организационный отдел горсовета — угол Радищева и Первомайской. Отдел здравоохранения — Вольская. Горснаботдел — угол Первомайской и Радищева. Отдел народного образования — угол Первомайской и Радищева. Отдел коммунального хозяйства — угол Первомайской и Радищева. Земельный отдел — Радищева, 22. Отдел труда — угол Радищева и Первомайской. Отдел соцобеспечения — Ленина, 86. Саратовский городской финотдел — пл. Революции, 13.

Всплывающая подсказка
Праздничное оформление здания бывшего особняка Бореля, где располагался один из отделов горсовета. 1929 г.

А.М.: Каким был Саратов начала 1930-х, как он развивался в промышленном отношении?
Е.А.: Интересная, но как-то сильно подзабытая тема. По отчётам горсовета индустриализация Саратова в эпоху первых пятилеток выглядит следующим образом.
Сам Саратов на рубеже 20-30-х гг. быстро превращался в индустриальный центр с количеством рабочих свыше 50 тысяч человек. Основное место в промышленности города стали занимать новые отрасли — машиностроение, нефтепереработка, электротехника. Основная масса капиталовложений за три года была направлена на новое крупное промышленное строительство, главным образом по линии наркомата тяжёлой промышленности. В эксплуатацию была пущена ТЭЦ, давшая возможность обслуживать паром и теплом новый промышленный Сталинский (с 1961-го — Заводской) район города. В зиму 1933-34 гг. ТЭЦ уже давала тепло заводам — комбайнов и ЩАЗ (завод щелочных аккумуляторов).
Завод комбайнов положил начало сельскохозяйственному машиностроению. В первом году работы (1932 г.) СЗК дал социалистическим полям 1 580 комбайнов; в 1933 г. — 2 601 комбайн, из них к уборочной кампании — 2000. В 1934 г. завод дал к уборочной также 2000 комбайнов, выполнив правительственное задание.
Освоение нового для Саратова вида производства — аккумуляторного — было связано с работой завода свинцовых аккумуляторов, создавшего кадры квалифицированной рабочей силы, а также построением и пуском в эксплуатацию первого в СССР завода щелочных аккумуляторов. Этим заводом уже в 1933 г. были освоены 3 типа аккумуляторов.
Крекинг-завод обеспечивал широкое развитие в городе нефтеперерабатывающей промышленности и был рассчитан на переработку 1 200 тысяч тонн мазута в год.
Кислородно-ацетиленово-сварочный завод освоил технику производства и стал выпускать доброкачественную продукцию, обслуживая потребность юго-востока СССР в кислороде и ацетилене.
Лесокомбинат ВКЛ им. 1-й пятилетки (8-рамный) являлся одной из основных промышленных строек Саратова. Завод вырабатывал высококачественную экспортную продукцию, а также деревянные детали комбайнов.
Кроме перечисленных заводов также вступили в эксплуатацию: завод комбинированных кормов мощностью 300 тонн в сутки (1933 г.), завод «Трактородеталь» (1931 г., с последующими расширением и реконструкцией), казеиновый цех маслозавода №1 (1934 г., бывший маслобойный А.И. Шумилина) — единственный в СССР, вырабатывавший растительный казеин из отходов переработки семян клещевины и бобов сои.
Что касается транспорта, было начато строительство железнодорожного моста («стальмост») через Волгу в районе Увека, и горсовет не раз оказывал практическую помощь в строительстве организацией общегородских субботников.

Всплывающая подсказка
Открытие временного движения по Саратовскому железнодорожному мосту. 17 мая 1935 г.

Горсовет провел промышленный городской водопровод для обеспечения водой железной дороги и пассажирского вокзала, внутри которого был сделан ремонт, а также начата перепланировка привокзальной площади.
Большая работа была проделана горсоветом по развёртыванию ударничества и соцсоревнования на транспорте с охватом 52% работающих.
Одновременно с оказанием помощи Саратовскому железнодорожному узлу горсовет уделял внимание и водному транспорту, главным образом, улучшению водных подходов у Саратова. Были проделаны регуляционные и землечерпальные работы, благоустроен берег Волги, приведён в порядок речной вокзал.
В то же время, как указывалось в отчёте горсовета, «вся перечисленная работа по оказанию помощи железнодорожному узлу и водному транспорту является далеко недостаточной». Поэтому «новому составу горсовета необходимо будет обратить особое внимание на проведение механизации погрузочно-разгрузочных работ, строительство речного порта, своевременный пуск моста через Волгу».
Развитие промышленности вызвало значительный рост населения города. За 1931-1934 гг. оно увеличилось на 75 тысяч человек, достигнув 325 тысяч.
Саратов стал одним из крупных культурных центров Союза ССР, в нём находилось 13 высших учебных заведений и 24 научно-исследовательских института.
«Выполняя решения партии и правительства об улучшении материально-бытовых условий жизни трудящихся и выполняя наказы своих избирателей», городской совет основное внимание уделял вопросам бытового обслуживания населения города и работе коммунальных предприятий. Была расширена трамвайная линия к рабочим посёлкам, подведена к ним вода, в посёлках построены школы и пункты здравоохранения. Также городской совет вплотную подошёл к вопросам сельского хозяйства в пригородной зоне, что в значительной степени усилило базу рабочего снабжения. Важным результатом работы горсовета стал огромный рост сети школ и учреждений здравоохранения.
Однако наряду с положительными результатами в работе Саратовского горсовета был отмечен ряд крупных недостатков, в том числе:
— в работу горсовета ещё по-настоящему повседневно не включились все его депутаты;
— коммунальное хозяйство города отстаёт от тех требований, которые к нему предъявляются населением города. Коммунальные предприятия работают плохо: водопровод, бани, базары и др.;
— не на всех участках городского хозяйства наблюдается действительно преданное отношение работников к своему делу, что отражается на работе и обслуживании населения.
Отчёт горсовета пестрит характерными для пятилеток индустриализации политическими лозунгами, которые призывали и мобилизовывали массы и аппарат: «Трудящиеся, требуйте отчёта своих депутатов!»; «Требуйте отчёта горсовета в каждой бригаде!»; «Каждый отдел совета, каждая секция, каждая депутатская группа обязаны отчитаться о своей работе!»; «Приблизим управление к массам — создадим крепкие работоспособные районные советы в городе!»; «Да здравствуют советы!»; «Укрепим советы — органы пролетарской диктатуры!». «Да здравствует всемирная пролетарская революция!»; «Да здравствует ВКП(б) — вождь и организатор нашего социалистического строительства!».
А.М.: Тем не менее, в годы первых сталинских пятилеток Саратов быстро и активно рос и развивался, что, видимо, требовало и новой организации городского управления?
Е.А.: Конечно, районирование Саратова было нужным и давно назревшим делом. Впервые вопрос о районировании был поставлен весной 1917 г. в новом городовом положении временного правительства, имевшего намерение создавать территориальные управы, подчинявшиеся управе городской и городской думе. Но органы городского самоуправления «старого режима» были ликвидированы новой властью. Однако, в связи с интенсивным индустриальным ростом городов, большевики должны были пойти на районирование крупных городов.
15 апреля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР была утверждена инструкция об образовании в городах с населением более 100 тысяч жителей районных Советов.
Упразднение в 1930-1931 гг. округов и переход к двухстепенному административному делению (область/край/ район) привело к повышению роли районного аппарата.
В Саратове решение о районировании города было принято постановлением президиума Саратовского городского совета от 8 октября 1934 г. «О районных Советах в г. Саратове». В постановлении было указано обоснование создания трёх районных советов — Сталинского, Волжского и Фрунзенского. Они создавались «в целях улучшения обслуживания советским аппаратом населения города и приближением органов управления к предприятиям, достижения решительных сдвигов в городском хозяйстве». До принятия этого решения о районировании города на территории динамично развивавшегося будущего Сталинского района уже существовал «районный совет на территории завода «Крекинг».

Всплывающая подсказка
Рабочий посёлок крекинг-завода был построен в начале 1930-х, положив начало Сталинскому району

Постановление предусматривало определение границ территории вновь создаваемых районных советов «по границам существующих районных партийных организаций, с тем, чтобы все находящиеся на территории данного района предприятия без исключения, входили в круг обслуживания районного совета».
Для проведения выборов в районные советы были созданы 3 избирательные комиссии по 12 человек каждая. Комиссии состояли из секретаря РК ВКП(б), секретаря РК ВЛКСМ, военного, инструктора горсовета, пред. завкома, рабочих и работниц.
В период 1934-1935 гг. были созданы исполкомы районных советов народных депутатов Саратова, в том числе: Волжский — 1935 г.; Сталинский (ныне — Заводской) — 1936 г., Кировский (1936 г.), Октябрьский (1934 г.), Фрунзенский (1934 г.). В 1945 г. был создан исполком Ленинского района.
15 декабря 1934 г. на 1 пленуме Октябрьского райсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Саратова были избраны председатель (Логинов А.Г.) и президиум райсовета в составе 8 членов (Логинов А.Г., Шобер, Авакумова, Руденко, Гурова, Лукьянова, Ефимова, Радушная, Швецова) и 2 кандидатов (Хлюпин и Ивлиев). В составе райсовета были предусмотрены должности старших инспекторов и инструкторов.
А.М.: Как отразилась индустриализация Саратова на работе аппарата горсовета? Какую роль мог играть этот аппарат в развитии города?
Е.А.: Секционная работа горсовета Саратова первой половины 30-х гг. — своего рода официальный отчётный итог работы горсовета и его исполкома. Согласно этому отчёту, в период 1931-1934 гг. продолжали свою работу секции городского совета Саратова, которых в 1934 г. насчитывалось 13. Однако в мае того же года, на основе решений XVII съезда ВКП(б), была проведена перестройка массовой работы совета в сторону разукрупнения и большей конкретизации работы секций. Поэтому осенью 1934 г. имелось уже 20 секций: тяжёлой промышленности, местной промышленности, коммунальных предприятий, благоустройства, жилищного хозяйства, советской торговли, общественного питания, революционной законности, обороны, пригородного хозяйства, железнодорожного транспорта, водного транспорта, школьная, вузов и техникумов, здравоохранения, соцобеспечения, дошкольная, связи, топливно-энергетическая, финансовая.
Каждый из кратких отчётов работы секций интересен конкретикой своей работы, например:
1. Промышленная секция выделила в помощь заводу тракторных деталей 12 секционеров, которые выявили бракоделов, оказали помощь в получении магнето для завода, добились выполнения заводской программы. Секция установила контрольный пост по продвижению скрепительного материала для завода комбайнов, благодаря чему завод стал выпускать 20 комбайнов в день вместо 7.
2. Транспортная секция «в основу своей работы ставила выполнение наказов избирателей, контроль и проведение в жизнь указаний и директив партии и правительства. Секция оказала помощь железнодорожному транспорту в снегоборье, организовала шефство депутатской группы правления дороги над строительством «стальмоста» по продвижению грузов и стройматериалов для «стальмоста»; вскрыла ряд злоупотреблений, небрежное хранение продуктов, антисанитарное состояние и т.д. Секция показала хорошие образцы работы по очистке города. В этой кампании участвовали 25 секционеров, из них 5 человек премированы. С целью помощи железнодорожному транспорту секция провела 2 субботника, в которых участвовали 670 человек. Секция добилась отпуска 1000 метров рельсов».
3. Секция советской торговли занималась вопросами постановки контроля, проверкой выполнения своих решений и исполнения наказов избирателей. Секция проверила выдачу заборных документов на предприятиях. Проведена проверка расходования плановых продуктов, главным образом — хлеба, проверена готовность 40 овощехранилищ к зиме. 40 секционеров участвовали в кампании по ликвидации случаев обвешивания и обмеривания.
4. Финансовая секция. Проведена проверка работы финансовой деятельности домов на площади 1905 г., домов 8 Марта, вскрыты безобразия в руководстве и запущенность бухгалтерии, в результате чего управляющий с работы снят, бухгалтерский аппарат обновлён. Проведено обследование хозяйственной и финансовой деятельности Дома колхозника, где бригадой на месте была проведена рационализация и упрощение аппарата, уничтожена функционалка, выявлена бесхозяйственность, растрато антисанитарное состояние, за что виновные отданы под суд. В кампании по подготовке к проведению в Саратове 4 тиража займа II пятилетки первого выпуска секция приняла активное участие. Работа проводилась совместно с ГорФО. Члены секции были прикреплены к отдельным промпредприятиям, где и вели работу по подготовке к тиражу.
5. Школьная секция провела большую работу по организации конкурса на лучшую школу по завершению учебного 1933-34 гг. Проведено ознакомление с состоянием и работой детдомов, члены совета и вовлеченные раскреплены по детдомам; проводились соревнования между детдомами, силами секции организована пошивка для них белья. Проведён смотр библиотек: 14 районных, 2 центральных — детской и взрослых. Смотр был организован с целью обеспечения перестройки работы библиотек на основе решений правительства по библиотечному делу. В результате обследований вскрыт ряд ненормальностей; по отдельным библиотекам снято руководство. Организован конкурс на лучшую подготовку к началу учебного года. За лучшую работу премировано 8 школ, 9 шефствующих предприятий над школами, депутатская группа 15-й полной средней школы (немецкая) и ряд директоров школ и просвещенцев. Секция приняла участие в соревновании сельсоветов на лучшую подготовку к началу учебного года, организовала выезд секционного актива в сёла по развёртыванию массовой работы. В результате за хорошую работу премировано 4 сельсовета, 6 директоров школ и 2 школы.
6. Секция здравоохранения участвовала в смотре пищевой промышленности города. Работали 97 членов секции. Проверены 61 магазин, 19 столовых, 8 складочных помещений. В работе по очистке города участвовал 31 человек, в результате очищено 1 462 домовладений. Ко всем больницам города прикреплены члены секций для участия в ремонте больниц.
Таково положение дел в большинстве секций.
Как было положено во всех справках и отчётах советского времени, после отчётной части следовал раздел документа, начинавшийся словами «вместе с тем», где речь шла о недостатках и нерешённых вопросах. Таким общим недостатком в работе всех секций являлась недостаточная загрузка работой членов совета. Плохо обстояло дело с вовлечением новых членов в работу секций, слабо был поставлен контроль за проверкой выполнения вынесенных решений и наказов, недостаточно поставлен и учёт работы, ещё была слаба массовая работа секций.
В разделе «Депутатские группы» была показана динамика их роста. В составе горсовета XVIII созыва было организовано 40 депутатских групп. После проведения отчётно-перевыборной кампании в 1931 г. организовано 66 депутатских групп, из них на предприятиях и строительствах — 32.
В связи с перестройкой всей массовой работы на основе решений XVII партсъезда по предприятиям, учебным заведениям, учреждениям, на стройках в 1934 г. организовано 114 депутатских групп. Депутатские группы организуются на всех предприятиях, где имеется хотя бы один член совета.
По отдельным предприятиям имелся следующий состав депутатских групп:
— завод комбайнов: 58 человек, из них 31 член совета;
— 8-рамный лесокомбинат: 26 человек, из них членов совета 9;
— завод им. Ленина: 30 человек;
— крекинг-завод: 95 человек;
— горсобес: 35 человек, членов совета — 10;
— институт механизации сельского хозяйства: 27 человек.
Общие недостатки в работе депутатских групп: текучесть состава, отдельные депутатские группы работают рывками («Сотрудник революции», «Универсаль», швейная фабрика и др.).
При широком участии членов городского совета и секционеров проведены в 1934 г. следующие хозяйственно-политические кампании: отчётно-довыборная (март 1934 г.), массовая проверка наказов избирателей, по очистке города (апрель 1934 г.), подготовка к реализации займа II пятилетки (II выпуск) и подготовка к 4-му тиражу займа II пятилетки (I выпуск).
При этом по отчётно-довыборной кампании выполнены следующие обязательства:
— по ремзаводу РУЖД увеличена сталинская колонна с 8 до 54 человек, в работу депутатской группы вовлечены 60 человек;
— по хлебозаводу им. Сталина вовлечены 15 человек нового актива, из них 9 женщин;
— по заводу им. Ленина усилен контроль за торговлей коммерческим хлебом, организованы 2 депутатские группы;
— по крекинг-заводу организована ударная бригада по выполнению промфинплана, проведена работа по выявлению лжеударников, созданы 2 ударные бригады им. совета 19 созыва.
Отчётная кампания совета проводилась в начале 1932 г. Отчётно-довыборная кампания — в июле 1933-го и в феврале 1934 гг. Кампания 1934 г. проходила под лозунгом оживления массовой советской работы, мобилизации масс на выполнение очередных задач, отвода неработоспособных, бездеятельных, не оправдавших доверия избирателей, членов совета и замены их лучшими ударниками с производства.
В период отчетно-довыборной кампании отведены из горсовета 98 человек, из них 80 — за неработоспособность. Всего доизбраны 130 человек.
В перевыборную кампанию 1931 г. Саратовскому горсовету, помимо общеполитического наказа, были даны сотни практических предложений (всего 4 387 предложений). Эти предложения в основном касались выполнения промфинплана, освоения техники, снижения себестоимости, развития животноводства, снабжения, благоустройства, культурно-бытового обслуживания.
Общеполитический наказ был отпечатан и разослан всем депутатам. Горсовет и его отделы в своей практической работе руководствовались общеполитическим наказом и конкретными дополнениями, внесёнными избирателями в 1931 г. В начале 1932 г. эти дополнения были выполнены на 62%.
После проведения отчётно-довыборной кампании горсовета (март 1934 г.) работа с наказами в орготделе более конкретизировалась. По отделам горсовета имеются ответ, исполнители по наказам избирателей. Некоторые отделы систематически проводят отчётность перед избирателями на предприятиях (жилотдел отчитался на «Сотруднике революции», в Трампарке и ТЭЦ; ГорКО — на заводах: трактородеталей, комбайнов и др.
Орготделом организована через секции проверка выполнения наказов путём выделения бригад в количестве 30 человек. Бригадами выявлено невыполнение наказов: горздрав — 11, горОНО — 7, горКО — 7, жилотдел — 4.
По решению пленума горсовета от 16 апреля 1934 г. город был разбит на 30 участков и 500 кварталов с прикреплением 200 депутатов совета, которые занимались вопросами благоустройства. Отдельные депутатские группы в целом включились в очистку заводских территорий. Отдельными депутатами по очистке города были проведены субботники по очистке дворов силами жильцов, вывешены красные и чёрные доски, проводились древонасаждения. За лучшую работу были премированы 14 человек и 2 депутатские группы (завод комбайнов, ремзавод РУЖД). Из ударников по очистке города были созданы 2 бригады, которые посылались в Москву и Горловку «для изучения и перенятия их опыта».

Всплывающая подсказка
Заметка об ударнике саратовского благоустройства в газете «Коммунист» за 1937 год

А.М.: Давайте напоследок поговорим о подготовке новой Конституции.
Е.А.: Вопрос о разработке новой Конституции был поставлен на февральском (1935 г.) пленуме ЦК ВКП(б). Пленум поручил Совнаркому СССР войти от имени ЦК ВКП(б) на VII Всесоюзный съезд советов с предложением внести изменения в Советскую Конституцию 1924 г. в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы; б) уточнения социально-экономической основы Конституции.
В феврале 1935 г. VII съезд советов вынес решение об изменении конституции, принятой в 1924 г. ЦИК СССР была создана конституционная комиссия в составе 31 человека под председательством И.В. Сталина. Разработанный комиссией проект новой Конституции в июне 1936 г. был одобрен пленумом ЦК ВКП(б). Президиум ЦИК СССР постановил созвать чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов для рассмотрения проекта новой Конституции.
12 июля 1936 г. проект новой Конституции был опубликован в печати для всеобщего обсуждения, которое длилось более 5 месяцев. Только с 15 августа по 19 октября 1936 г., по данным, охватывающим 65% советов, проект Конституции был обсуждён на 48186 пленумах советов, 79294 заседаниях секций и депутатских групп, на 41100 собраниях трудящихся, в которых приняли участие 51,5 миллиона человек, т.е. 55% взрослого населения страны.
Обсуждение проекта новой Конституции активизировало деятельность многих советов, способствовало численному росту секций и депутатских групп. По всей стране прошли отчёты депутатов местных советов перед избирателями. Отчётная кампания превратилась в массовый смотр работы советов с широким осуществлением права отзыва депутатов, не выполнявших своих обязанностей. Местные советы пополнились новыми членами, передовиками промышленного производства.
В связи с отчётами местных советов были созданы комиссии по проверке наказов избирателей. Проверка шла по отдельным отраслям работы советов, её результаты обсуждались на пленумах советов, после чего бригады выступали с докладами на собраниях избирателей. Обсуждение докладов проходило в обстановке острой критики и самокритики.
25 ноября 1936 г. в Москве открылся чрезвычайный VIII Всероссийский съезд советов, на котором присутствовали 2016 делегатов. 5 декабря 1936 г. на заключительном заседании съезд заслушал доклад председателя Конституционной комиссии И.В. Сталина.
Он в частности отмечал:
«Я должен признать, что проект новой Конституции действительно оставляет в силе режим диктатуры рабочего класса, равно как сохраняет без изменения нынешнее руководящее положение Коммунистической партии СССР. Если уважаемые критики считают это недостатком проекта Конституции, то можно только пожалеть об этом. Мы же, большевики, считаем это достоинством проекта Конституции.
…В СССР имеется почва только одной партии, Коммунистической партии. В СССР может существовать лишь одна партия — партия коммунистов, смело и до конца защищающая интересы рабочих и крестьян
».

Всплывающая подсказка
Статьи о советах в тексте сталинской Конституции очень кратки. Объяснение лаконичности формулировок текста Конституции дал сам Сталин, разъяснивший в своём докладе, что «Конституция не есть свод законов. Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция даёт юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов». «Новая социалистическая Конституция — это будет исторический документ, трактующий просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, … о фактах победы в СССР развёрнутой, до конца последовательной демократии».
Согласно документам, 5 декабря съезд единодушно одобрил и утвердил текст новой Конституции СССР. Этот день, хотя и остававшийся рабочим днём, надолго стал новым памятным советским праздником. С 5 декабря 1936 г. Сталинская Конституция официально вступила в действие.
Сталинская конституция оказалась самой долговременной, действуя более 40 лет, она надолго пережила своего создателя. Её статьями о советах на десятилетия вперёд, вплоть до Конституции СССР 1977 г., утверждались структура и функции горсоветов, полномочия их общественных подразделений и депутатского корпуса.
5 декабря 1936 г. стал и днём переименования Саратовского Края (образованного постановлением ВЦИК от 10 января 1934 г.) — в Саратовскую область, именуемую так и поныне.

В оформлении материала использовались фотографии с сайта oldsaratov.ru

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 45Итоговая оценка: 2.98
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"
19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ