28 Марта 2024, Четверг, 23:44 ВКонтакте Twitter

Движуха в тупике

Номер журнала: №9(189), сентябрь 2015 г.
05/10/2015 13:22


Молчание электората
1. 13 сентября состоялся единый день голосования, в ходе которого в различных регионах прошли выборы губернаторов и депутатов областных и городских законодательных собраний. Наибольший резонанс на федеральном уровне получили выборы главы Иркутской области, где впервые в России за десять лет состоится второй тур. Временно исполняющий обязанности губернатора Сергей Ерощенко не смог набрать более 50% голосов и будет снова бороться со своим основным конкурентом Сергеем Левченко. С большим трудом победили в первом туре кандидаты в губернаторы от партии власти в Амурской области и Марий Эл. На территории Саратовской области выбирали 49 депутатов, 46 из которых прошли от «Единой России». Основные выборы проходили в Балаковском и Красноармейском муниципальных районах, дополнительные — в Балтайском, Ивантеевском, Калининском, Марксовском и Энгельсском районах, а также состоялись дополнительные выборы депутатов Саратовской гордумы.

Денис Ястребов, политконсультант

Главная тенденция — это, конечно, заметное повышение конкурентности на выборах по сравнению с кампаниями, которые шли даже год назад. В этом смысле летнее заявление администрации президента, что никакой запрограммированности на выборах быть не может, оправдалось. Да и экономическая ситуация такова, что дает шанс оппозиционным кандидатам, как системным, так и несистемным. Это мы увидели, прежде всего, по губернаторским кампаниям. В Иркутской области во второй тур вышли действующий врио губернатора и коммунист. В Амурской области едва не случилось то же самое, но уже с кандидатом от ЛДПР, и Владимир Жириновский как «опытный политический ниндзя» уже требует пересчета голосов. В Марий Эл, где губернатор Маркелов «прославился» тем, что, недовольный приемом в одном из сел, пообещал местным жителям перекопать им дорогу, долгое время существовала явная перспектива второго тура, но, по последним данным, за счет каких-то долей процента он выиграл уже в первом туре.
Характерно, что единороссы, если судить по заявлению г-на Неверова (зампред Госдумы.–– Авт.), готовы к пересчету голосов в спорных регионах с целью обеспечить легитимность самой процедуры выборов.
Что касается так называемой несистемной оппозиции, самая интересная ситуация сложилась на выборах в Костроме. Стартовая ситуация здесь для «Парнаса» была близка к идеальной. Это был единственный регион, замечу –– дотационный, где зарегистрировали их партийный список, их кандидатов, при этом регион очень маленький и недалеко от Москвы, где основное ядро протеста. При возможностях г-на Навального к сетевой мобилизации своих сторонников можно было легко привезти в Кострому пару тысяч людей, фанатично преданных Демкоалиции,— и с таким составом почти любой толковый, приличный политтехнолог может на раз-два запустить грамотную агитацию с поквартирным обходом населения и мобилизацией своих сторонников в день голосования. Вместо этого было много информационного визга, а на поверку «парнасовцы» смогли закрыть только 92 процента участков и выставить 550 наблюдателей. Агитация ими проводилась, в основном, через встречи с населением, на которые приходило очень мало народу, а также через расклейку стикеров в подъезде, примитивные уличные пикеты, разбрасывание газет в почтовые ящики и прочее. Если бы приехали две тысячи их агитаторов из Москвы, и каждый из них за месяц сагитировал и «привел» хотя бы по 10-20 избирателей, 5 процентов «Парнас» набрал бы легко, а реально — 7-8 процентов, и никакой «страшный административный ресурс» им бы не помешал. Пока же единственное в чем они хороши, это в умении создать скандал, заполнить им медийное и сетевое пространство, имитировать ощущение «борьбы с режимом» для своих фанатов и спонсоров и т.д. Для людей из провинции столично-хипстерский стиль кампании и агитации выглядел как высадка марсиан в собственном дворе. А вот у эсэров, коммунистов и ЛДПР взять в Костроме «свое» и даже больше — получилось.
Если говорить о соседних с нами регионах, там все прошло без неожиданностей. Спокойная ровная кампания г-на Белозерцева в Пензе и, как следствие, уверенное избрание губернатором. В Самаре была определенная интрига, когда в какой-то момент против кандидатов от «Единой России» в заксобрание в качестве самовыдвиженцев шли люди из команды губернатора Николая Меркушкина, и тоже чуть ли не с символикой «ЕР». Однако, судя по всему, какое-то соглашение между Меркушкиным и элитами было найдено, поскольку обошлось без неожиданностей и «Единая Россия» получила порядка 65% голосов.
В целом, главное ощущение, которое осталось,— нас ждет очень интересная, местами с острой конкуренцией и интригой, кампания в Госдуму в 2016 году, особенно в том, что касается одномандатных округов.

Александр Анидалов, руководитель Саратовского городского отделения КПРФ
Можно смело констатировать, что ни областная, ни городские комиссии со своими задачами не справились. Доказательство –– минимальные уровни явки в Саратове и других крупных городах области. Так, в Саратове в день голосования на участках проголосовали 1923 избирателя, что составляет менее 6% зарегистрированных.
Остается задать вопрос: куда делись деньги, официально затраченные комиссиями различного уровня на популяризацию выборов среди избирателей, на агитацию с призывом на выборы? Если же ситуация объективная — неудачная дата единого дня голосования, неверие в систему выборов в целом, протестное настроение населения и т.д., почему комиссии не заявляют об этом? Если же такая картина устраивает власть, зачем тратить деньги на зарплаты многочисленных освобожденных членов комиссий? Чтобы они повесили за день до выборов шторки, поставили столы и урны и посчитали несколько строчек протоколов после выборов? Да и эту работу «завхозов» они делают крайне неудачно. Так, практически на всех участках места для наблюдателей и ведения фото- и видеосъемки выбраны таким образом, что с них фактически не видно, как происходит выдача бюллетеней, сколько этих бюллетеней опускает в урну избиратель, что записывают в журналы члены комиссий, ни тем более отметки в бюллетенях при подсчете голосов. Хотя, скорее всего это не безграмотность председателей, а их преступная антигосударственная деятельность, приводящая к снижению доверия наблюдателей, а следовательно –– и населения, к итоговым результатам голосования, поскольку те же председатели под угрозой удаления запрещали наблюдателям перемещаться по участку.
Ещё один факт бездействия комиссий –– они не только не реагируют, но и отказываются комментировать и даже замечать огромное число голосующих досрочно. Так, в Саратове проголосовавших не в день голосования было практически столько же, что и голосовавших в день голосования в помещении участков (1686 и 1923 соответственно). Мало того, по оценкам наблюдателей и членов комиссий от оппозиции, при подсчете голосов по бюллетеням досрочного голосования выяснилось, что почти все эти голоса отданы за представителей «ЕР», что разяще не соответствует голосованию в единый день голосования. Этот факт может свидетельствовать как о возможной принудительной мобилизации сторонников партии власти, так и о подмене самих бюллетеней в комиссии. Таким образом, мы считаем, что досрочное голосование не только дискредитирует саму идею единого дня голосования, но и коренным образом искажает волеизъявление граждан и снижает и без того низкий уровень легитимности власти.

Зинаида Самсонова, депутат Саратовской облдумы, лидер Саратовского регионального отделения партии «Справедливая Россия»
Анализируя прошедшие выборы, можно сделать два основных вывода. Во-первых, очень низкая явка избирателей на довыборах в городах — в среднем в Саратове, Энгельсе и Балаково — не более 10%. Создается впечатление, что отсутствие порога явки на выборы позволяет проводить их практически без оповещения избирателей о выборах.
Во-вторых, вновь введенное досрочное голосование при использовании административного ресурса дает основание полагать о возможности «делать» выборы до дня выборов. Так, в Саратовском городском округе №13 досрочно проголосовали 1686 человек, что составляет 45% от всех принявших участие в выборах. За кандидата от партии власти проголосовали 2694 избирателя. Делайте выводы сами.
На мой взгляд, чтобы избиратели реально участвовали в выборах, и не было сомнения в их легитимности, необходимо ввести порог явки, а досрочное голосование отменить вовсе. Тогда действительно выборы будут проходить в один день — «единый день голосования», а не как сейчас — с учетом досрочного голосования — 10 дней.

2 Электрошоковая терапия
МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) может лишиться ленинского троллейбусного и заводского трамвайного депо из-за долгов перед банками и энергетиками. В 2013 году предприятие взяло под залог двух депо кредит на погашение долгов, по которому «СГЭТ» должен выплатить 91 млн рублей. Стоимость залогового имущества –– 144 млн рублей, и высока вероятность, что депо отойдут банку, поскольку в качестве источника погашения кредита были указаны деньги, которые компания должна была получить по ряду арбитражных разбирательств, но суды были проиграны. Кроме того, руководство предприятия опасается, что с 1 октября в Саратове из-за критической ситуации вообще может остановиться весь электротранспорт. В ООО «СПГЭС», которому муниципальный перевозчик должен 47 млн рублей, утверждают, что МУПП даже не выходил на переговоры с энергетиками. Депутаты считают, что работает схема сознательного уничтожения муниципального предприятия за счёт отчуждения имущества.

Александр Буренин, глава администрации Саратова (из выступления на заседании комиссии Саратовской гордумы по ЖКХ)

«СГЭТ» на самом деле в очень тяжелом состоянии... Субсидии от бюджета города — и мы с вами вместе несем ответственность — 100 млн, в прошлом году было 200 млн. У нас осталось 40 млн, которые город должен. Частично погасим «СПГЭС». Второй вариант — работаем с правительством. Там разрабатывают проект закона, и будет несколько иная форма субсидирования проездных билетов. Тогда «СГЭТ» будет получать хоть какие-то деньги. Если мы не сможем в течение полутора месяцев найти решение, будем передавать в областную собственность. На следующий год — буду жив — будем выходить на субсидии 200 млн. В «СГЭТ» себестоимость поездки далеко за 20 рублей. Будет принято решение о 18 рублях или нет, никто не знает, он («СГЭТ».–– Авт.) у нас планово-убыточный.

Александр Башкатов, доцент географического факультета СГУ
Проблему горэлектротранспорта можно прокомментировать с двух позиций: градоэкологической и социально-экономической.
С точки зрения экологии города, электротранспорт оптимален. В условиях плотной застройки, непосредственного соседства жилой зоны, улиц, заполненных пешеходами, с автомагистралями использование двигателей внутреннего сгорания неизбежно отравляет жителей продуктами горения. Это основная причина искать в городе альтернативу автомобилям и автобусам. В развитых странах переход на электротранспорт стал основным направлением технологических исследований, и в скором будущем бензиновые двигатели перейдут в категорию исторических артефактов. И в нашей стране уже запущены первые сети электрозаправок. Заметим, что троллейбусами наш регион обеспечивает всю Россию и многие другие страны. Электротранспорт — возможный вектор развития саратовской промышленности.
Для Саратова — города в приволжской котловине с двумя узкими горлами в периферийные районы –– магистральный электротранспорт является практически единственным решением. Выделенные из застройки магистрали обеспечивают надёжное сообщение Заводского и Ленинского районов с центром. Надо сказать, что такое стратегически верное планирование было заложено в 30-е годы прошлого века и свидетельствует о государственном масштабе мысли градостроителей. Очевидно, современные городские власти не в состоянии принимать решения с долгосрочной перспективой. Причины — экономическое влияние перевозчиков, застройщиков и симуляция представительности интересов горожан.
Необходимо провести общегородскую кампанию для сохранения горэлектротранспорта, включающую как изучение общественного мнения, так и гражданские акции. Возможно организовать общественный фонд «Саратовский трамвай».

Денис Жабкин, блогер
«СГЭТ» много лет не финансировался должным образом. Вместо увеличения дотаций предприятию в связи с инфляцией они уменьшались. Кроме того выплата компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров, которые составляют большую часть пассажиропотока электротранспорта, происходила с задержками и из расчёта 7 рублей за поездку при себестоимости выше 20 рублей.
Странно ожидать при такой политике, что предприятие будет процветать. Город имеет все рычаги управления, чтобы повысить доходы своего предприятия, не требующие затрат, но этого не делает.
Прежде всего это касается маршрутной сети. Уже лет десять говорится, что надо убрать маршруты-дублёры, но этого так и не произошло. Для получения реальной прибыли от автобусных маршрутов, принадлежащих «СГЭТ» по конкурсу, они должны работать как муниципальные, а не формально по договорам с ИП без дохода от самих перевозок пассажиров, как сейчас.
Также необходима передача ряда прибыльных автобусных маршрутов «СГЭТ» (таких, как №11) с переводом его в полностью муниципальный. По этому принципу сейчас в Воронеже возрождают муниципальные автобусы.
А вообще при таком социально значимом вопросе, как банкротство единственного предприятия электротранспорта в городе, должны вмешиваться уже федеральные власти. Но, видимо, не в России.

Михаил Гамаюнов, политолог
Без хорошо развитого электротранспорта и при современном подходе власти к этому наисерьёзнейшему вопросу Саратов лет через 5 вообще встанет. Это десятилетиями «накопленный управленческий опыт» власти, которая, по идее, должна все время что-то инициировать, как-то развивать и благоустраивать места проживания людей сейчас и на перспективу. Ведь деньги в данном случае дает бюджет. Городской отдельно, областной отдельно. Москва выделяет дотации на бедность из госбюджета. Но, во-первых, из-за недостаточно качественных обоснований, из-за непрофессиональной работы местного правительства и партийных кураторов с московскими кругами, принимающими решения, денег всегда не хватает, а во-вторых, есть же система перекрестного контроля освоения выделенных денег, и тут всегда много вопросов и многоточий. Да и не развивается экономика области в целом, заснула в далеком прошлом и разбудить её просто некому. Власть тут, к сожалению, постоянно временная и спросить не с кого. Это ж сколько надо делать, чтобы ничего не делать!

3 Заслушанные строители
В администрации Саратова отклонили проекты застройки территории детского лагеря «Лесной», входящей в массив лесопарка «Кумысная поляна», и склона Соколовой горы в районе смотровой площадки у аэропорта. Оба проекта вызвали критику жителей Саратова на публичных слушаниях 4 сентября (против первого проекта проголосовало большинство участников, а по второму сторонники стройки перевесили число противников на 11 голосов). По словам главного архитектора Саратова Виталия Желанова, речь идёт не о блокировании застройки в спорных участках. Городские власти лишь готовят постановление, которое может скорректировать застройку, поскольку у муниципалитета есть полномочия не запретить строить для собственника, а лишь возвращать проекты на доработку. Застройщики должны учесть все претензии, проработать все прозвучавшие на слушаниях замечания экологов и местных жителей.

Лариса Тарасова, доцент кафедры архитектуры САДИ СГТУ им. Ю.А. Гагарина

Застройка многоэтажным жильём таких знаковых для Саратова мест, как участок лагеря «Лесной» и склон под смотровой площадкой возле аэропорта, недопустима и возмутительна. На 9-й Дачной речь идёт о рекреационном пространстве, и, по логике, там нужно строить не очередные жилые коробки, а устраивать зоны организованного подхода к лесопарку –– базы отдыха и туристические объекты с оглядкой на рекреационное назначение данной территории. Ведь на сегодняшний момент подъезд к природному парку «Кумысная поляна» фактически один –– это район лагеря «Берёзка», и он в любой выходной день перегружен. Почему бы не сделать на месте «Лесного» ещё один центр для «встречи» и размещения посетителей городского леса? Что касается склона возле аэропорта, эта территория, на мой взгляд, также не предназначена для плотной и высотной застройки. Исторически соседние участки осваивали ограниченно, применяя метод террасной застройки.
Но сегодня главные приоритеты в градостроительстве расставляются исходя из сиюминутной коммерческой выгоды, без расчёта использования тех или иных пространств в долгосрочной перспективе. Безудержная уплотнительная застройка пагубна для города. Новостройки, особенно в условиях кризиса, заселяются неактивно и в основном пустуют, да и качество строительно-монтажных работ оставляет желать лучшего. Что эти новые дома и кварталы будут из себя представлять в недалёком будущем, можно догадаться по зарубежному опыту появления трущоб. В середине 1960-х годов в США уже сталкивались с этой проблемой, которая описана в книге Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов».
Остановить застройку указанных участков, как и в целом данную негативную тенденцию, могут либо сами застройщики (но то, что они опомнятся и начнут думать о городе, а не только о сиюминутной выгоде, маловероятно), либо сами горожане. Будет хорошо, если граждане выскажут своё мнение, но пока степень нашей организованности оставляет желать лучшего. Хотя если говорить о двух указанных фактах, саратовцы начинают заявлять о своём неприятии тех или иных решений. Активные горожане –– экологи, местные жители, учёные — ходят на слушания, пытаются донести до власти и застройщиков свою позицию. Хотя, конечно, сами слушания у нас организовываются так, что зачастую попасть на них или отстоять тот или иной участок города бывает сложно. Либо они проходят в рабочее время, и жители города просто не могут на них присутствовать. Либо образовывается критическая масса из, как правило, групп поддержки застройщиков. Либо на слушания выносится огромное количество важных вопросов, и люди просто устают.

Сергей Перепечёнов, журналист, гражданский активист
Многие люди с детства знают ужасно противное слово «нельзя». Став взрослыми, они перестают тянуть ручонки к желаемому даже когда «нельзя, хотя и очень хочется». Наверное, «многие», только не те, кто потом становятся застройщиками… В Саратове, как и всюду, есть Богом данные нам места. И Кумысная поляна с её уголками и окраинами — это нечто сакральное для тех, кто родился и долгие годы живёт здесь. Ни для кого не секрет, что наш регион один из самых неблагополучных в плане онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний — это ж лесостепь, где сравнительно небольшие зелёные массивы не имеют достаточной природной мощности, чтобы обеспечить почти миллионный город очищенным воздухом. И настоящая беда в том, что Саратов имеет один из самых низких показателей озеленённости. Вот потому и «нельзя» застраивать территорию 9-й Дачной возле Андреевских прудов.
Ещё одна беда Саратова — оползни. Пришлым для Саратова политикам нередко кажется, что земля склонов Соколовой горы, ущелий Лысой горы заснула навеки. Нет, она «затаилась на время». В Затоне, на Храмовском взвозе, во всей прибрежной зоне…
Мне кажется, вообще следует запретить принимать любые решения и даже выносить на публичные слушания так называемые «вопросы об отклонении от предельных параметров строительства». Такое «исключение из правил», похоже, придумали только в Саратове и активно внедряют как некую политтехнологическую новацию для тех, кому весь опыт строительства уже сказал «нельзя»...

Наталья Рапопорт, член СА, почетный архитектор РФ
На участке под смотровой площадкой аэропорта застройщиком было предложено разместить пять 25-этажных башенных жилых домов и несколько жилых домов от 4 до 8 этажей. По генплану города эта площадка находится в функциональной зоне ОД-2 «Зона многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания». Согласно правилам землепользования и застройки г. Саратова, основными видами использования данного участка являются различные здания общественно-административного, образовательного, обслуживающего и прочего назначения. В условно разрешенных видах использования указаны общежития, многоквартирная застройка до 3-х этажей, среднеэтажная застройка 4-8 этажей и многоэтажная застройка от 9-ти этажей и выше. Совершенно очевидно, что большую часть участка должны занимать здания общественного назначения, жилые здания могут быть размещены как сопутствующие деловой застройке –– например, общежития. Эта площадка находится в состоянии проектирования уже довольно давно. Начиналось все с размещения здесь коттеджного поселка, затем поселка таунхаусов, затем среднеэтажной застройки и вот теперь все доросло до 25 этажей. В проектах, которые уже неоднократно выносились на публичные слушания с целью повышения этажности, вся территория занята жилыми зданиями и сопутствующими им объектами обслуживания. Это означает, что функциональное назначение участка должно быть изменено с зоны ОД-2 на зоны Ж-1 и Ж 1.1, что влечет за собой внесение изменений в генплан города.
И вот тут и начинается самое интересное. После публичных слушаний, если на них большинством голосов принято положительное решение, выпускается постановление администрации о внесении изменений в генплан. Делается это без каких-либо веских обоснований, без проведения каких-либо экспертиз и заключений специалистов, только на основании представленного заинтересованным заказчиком проекта и якобы публичного обсуждения. Как проводятся эти обсуждения, не мне вам рассказывать. Скажу только, что таких изменений может быть внесено бесконечное множество, что может в корне изменить все положения генплана, разработанного специалистами-градостроителями и прошедшего рассмотрения и обсуждения на этапе его приемки и утверждения.
Примерно такая же история произошла с территорией лагеря «Лесной», где зона ОД-5 «Зона центров обслуживания рекреационных территорий», основными видами разрешенного использования которой были дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации с круглосуточным пребыванием детей, санатории и профилактории, спортивные и другие объекты рекреационного назначения, уже изменена на зону Ж-2 с размещением на всей территории средне- и малоэтажной жилой застройки. Причем даже детских садов и школ не предусмотрено. Не проработана также и транспортная схема, отсутствуют нормальные подъезды, не говоря уже о том, что потребуется вырубка огромного количества зеленых насаждений.
Совершенно естественно, что обе эти площадки вызвали такое возмущение. Надо отдать должное администрации города и области, которые внезапно услышали голос общественности и отклонили оба эти проекта от согласования. Но и тут нас ждут «подводные камни», заключающиеся в формулировке отказа от согласования. Проекты просто отправлены на доработку. И в этом есть определенное лукавство.

Мария Салий, литератор, краевед
Прислушаются ли застройщики к мнению горожан? Нет, не прислушаются.
Прислушаются ли власти? Могут прислушаться. Писали же, что рассматривается вопрос о расторжении договора аренды участка, занимаемого бывшим «Лесным». Но может быть и такой вариант: всё хорошо, никто ничего строить/сносить не будет, а потом вдруг обнаруживается, что строительство идёт полным ходом и ничего уже не изменишь.
Какие меры можно принять, чтобы ограничить застройку? Наверное, я могу предложить только что-то нереальное для Саратова. Во-первых, чётко обозначить территорию Кумысной поляны и всех бывших мест отдыха (пионерских лагерей, турбаз, лыжных баз и т.д.) с противопожарной зоной вокруг них и запретить строительство на этих участках. Во-вторых, создать общий план застройки и реконструкции Саратова, на котором были бы отмечены не зоны, а жилые районы, расположение домов, предусмотрены дворы, зелёные зоны и парковки, обозначена высотность домов, а для центра — особый план, где было бы видно, как будут выглядеть здания и как они «впишутся» в существующую застройку. Опубликовать этот план для обсуждения. А застройщики пусть выбирают из предложенного.

Александр Ермишин, глава Саратовского городского отделения партии «Яблоко», активист движения «Жить здесь»
Как мы с вами видим, власти уже прислушались, поскольку, ориентируясь на общественный резонанс и активность горожан на общественных слушаниях и вне их, отправили оба проекта на доработку, хотя, учитывая рекомендательный характер слушаний, в принципе, имели все законные основания этого и не делать.
Также я приветствую все публичные заявления знаковых в городе лиц с критикой отклоненных проектов. Однако я расцениваю произошедшее не как некую победу, а лишь как самый первый шаг на бесконечном пути участия горожан в процессах развития нашего города. Полагаю, что если в результате отклонения проекты в итоге не будут доработаны и произойдет «консервация» участков в том плачевном состоянии, в котором они сейчас находятся, это будет своего рода «пирровой победой». Если доработка –– это просто тактический ход для перегруппировки сил застройщика с целью в итоге «взять-таки крепость штурмом» на очередных общественных слушаниях в старом формате, это значит, что вся борьба еще впереди и до конструктива еще очень далеко.
Что касается застройщиков, выводы о том, прислушались они или нет, можно будет делать по итогам «доработки» проектов. Если на этапе доработки застройщики и проектировщики «допустят» общественность к совместной работе, это будет хороший знак, что мы начали совместное движение в правильном направлении.
Под «застройкой», которую необходимо ограничить, мы с вами все-таки, видимо, подразумеваем хищническую по отношению к городской среде и горожанам коммерческую (жилую, офисную или торговую) застройку. Сам по себе термин «застройка», как возведение и создание чего-то нового на условно неиспользуемых (или используемых неэффективно) городских пространствах, не несет в себе негативного смысла. Понимание необходимости развития территории города в первую очередь в интересах горожан может и должно стать целью и платформой для диалога в формате власть-бизнес-городские сообщества.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 30Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ