С аппаратами, которые удачно спроектировал в свое время нижегородский конструктор Ростислав Алексеев, случился глобальный и весьма драматичный исторический конфуз. Суда на подводных крыльях (СПК) и тем более экранопланы превосходили по скорости и комфорту (и в принципе, превосходят и до сих пор) традиционные средства перемещения по водной поверхности. Все говорили, что за ними будущее, но после 1990-х годов будущее наступило без них. Их перестали строить, на что был целый ряд причин, хотя на некоторых речных и морских участках (в том числе за рубежом) суда на подводных крыльях до сих пор эксплуатируются и пользуются спросом. Тем не менее, попытки переломить эту ситуацию предпринимаются весьма часто, поэтому новости, что в России возобновляется создание экранопланов и СПК, появляются с завидной стабильностью. Увы, продолжения они не имеют, ибо у инициаторов что-то обязательно идет не так. Но на этот раз новость претендует на продолжение: министр транспорта РФ Максим Соколов заявил недавно, что производство первой партии модернизированного морского «крылатого» судна «Комета» — уже запущено.
Непревзойденный теплоход
Оценивая те или иные пассажирские суда на подводных крыльях, уместно использовать пять параметров: скорость, прочность, устойчивость на волнах, комфортабельность, экономичность эксплуатации. Именно эти параметры (ну и еще привлекательный внешний вид) определяют «жизнеспособность» нового СПК. История отечественных пассажирских крылатых судов началась, как известно, с «Ракеты» (не считая, разумеется, пробных катеров), от которой проектанты отталкивались — там было что улучшать. «Ракета» была клёпаным судном, что затрудняло его ремонт, по устойчивости на волнах она уступала западным судам на воздушной подушке, двигатели были рядом с рубкой (то есть на корме), и их шум мешал экипажу. Единственное, что надолго оставалось непревзойденным — так это скорость «Ракеты» (60, а иногда и 65 км/час).
«Метеор», спроектированный через год после этого судна (1960 год), уже имел ряд усовершенствований. Его рубка была перенесена вперед, а каюты — подальше от двигателей; надежность «Метеора» и его устойчивость при волнении не вызывали нареканий, а ремонт шел быстрее; пассажиров он мог взять на борт больше (уже не 65, а 117).
Далее началась битва за скорость, вместимость и комфортабельность среди речных СПК, которая в определенном смысле достигла апогея в 1962 году, когда был создан теплоход «Вихрь». Он вмещал 250 пассажиров и развивал скорость, по некоторым данным, до 70 км/час.
В 1964 году конструктор всех этих судов Ростислав Алексеев спроектировал «Комету» — первое СПК, предназначенное для моря. Его пассажировместимость — 125 человек, скорость — 60-65 км/час. Обладая отличными мореходными характеристиками, данное судно без нареканий со стороны экипажа эксплуатировалось на Черноморском побережье, на Байкале и за рубежом — особенной популярностью оно пользовалось в Греции. Ресурс данного судна на сегодняшний день полностью исчерпан — тем не менее, в некоторых местах оно, по имеющейся информации, эксплуатируется до сих пор. На форумах и в частных беседах пассажиры и члены экипажа до сих пор высказывают мнение, что именно «Комета» — лучший, непревзойденный пассажирский теплоход.
Кстати, «Комета» стала последним СПК, спроектированным лично Ростиславом Алексеевым. После этого (начиная с 1968 года) выдающийся конструктор переключился на экранопланы.
Созидательный кризис
Следующий морской теплоход на подводных крыльях — «Колхида» (1981 год). Его появление было связано с тем, что на побережьях требовали еще «комет», и чтобы конструкторское бюро не простаивало, нужно было сделать новое судно, которое, как минимум, не уступало бы «Комете».
Однако конструктор «Колхиды» Вадим Максимов отмечал, что превзойти теплоход, созданный Алексеевым, не получилось. Более того, новое судно уступало старому: у него стало меньше обтекаемых элементов и больше углов, пассажиры испытывали вибрацию из-за приближенных к салону двигателей, скорость и пассажировместимость остались на прежнем уровне. В конце концов, на носу, в отличие от «Кометы», у «Колхиды» не было иллюминаторов. Данный теплоход не пользовался бешеным спросом: если «комет» было изготовлено более 100, то «колхид» — около 40.
Вместе с тем, в 1986 году алексеевское ЦКБ по СПК создало двухпалубное морское судно «Циклон», которое практически все признают удачным. Оно было комфортабельным, специально подогнанным под европейские стандарты, развивало скорость более 70 км/час. Конструкторы данного КБ смогли создать продукт высокого качества и без Алексеева. Один только изъян был в данном продукте: он имел турбодвигатели и «ел» много топлива — это была цена за высокую скорость.
1990-е годы поставили крест на отечественных скоростных пассажирских судах. Их создание и эксплуатация перестали финансироваться государством. Если в ряде зарубежных стран подобные дотации сохранялись (в связи с чем речной и морской «быстрый» транспорт не перестал быть популярным и дешевым), то у нас казенные вливания во время перестройки исчезли. Это породило, во-первых, эксплуатационный кризис: дорогие билеты никто не покупал (благо есть автобусы), а дешевые билеты разорили бы перевозчика. Во-вторых, у создателей этой чудо-техники тоже начался кризис: портфель заказов изрядно похудел, зарплаты упали, опытные конструкторы (так называемые сподвижники Алексеева) разбежались по фирмам, пытаясь по отдельности начать создание СПК или экранопланов. В массе своей попытки эти были обречены на неудачу. Сплотить же воедино этих специалистов мог только Алексеев, которого уже не было. Что же касается заводов, которые производили СПК, то они вообще оказались на грани банкротства и потеряли уникальные технологические линии.
При этом целый ряд портов продолжал требовать новых «комет» — и это говорит о том, что даже во время перестройки данные суда сохраняли рентабельность.
Проверим на греках
Вся эта история не дает и не может дать четкого ответа на главный интересующий нас вопрос: а будет ли модернизированная «Комета» (та самая «Комета 120М», строительство которой началось в Рыбинске) не хуже прежней, созданной Алексеевым?
С одной стороны, прежний коллектив ЦКБ разбежался — и не исключено, что потеряны некоторые знания, которые невозможно сохранить на бумаге. С другой стороны, на предприятии остался ряд ветеранов, сохранилась некая школа — и, конечно же, сохранились многочисленные технологические наработки.
По основным характеристикам «Комета 120М» мало чем будет отличаться от прежней: столько же пассажиров, такие же длина и мощность. Она сохранит обтекаемые формы, хотя дизайн ее будет более современным. Рубку конструкторы «переставили» на корму, ближе к двигателям, однако если будут использованы новые материалы, экипаж вряд ли будет страдать от лишнего шума. В общем, у данного судна есть все шансы оказаться удачным и востребованным, однако есть и определенные риски. Ведь заказчики будут сравнивать его не с чем-нибудь, а с непревзойденной «Кометой».
Надо сказать, что, как минимум, с одной неудачей «модернизаторы» уже столкнулись. В 2009 году «Комету 120М» (она тогда еще проектировалась) предложили сделать основным видом транспорта Сочинской олимпиады. Но «олимпийцы» ответили отказом: они предпочли голландские катамараны, которые якобы более устойчивы на волнах, хотя прежняя «Комета» обладала превосходными мореходными качествами и успешно эксплуатировалась в том же городе Сочи.
Кстати, и сегодня сочинские турфирмы относятся к эксплуатации этих судов настороженно: туристы привыкли передвигаться вдоль побережья «лениво», время от времени выходя на открытую палубу. На «Комете» такого удовольствия они будут лишены. С другой стороны, если им захочется быстро, без пробок и паромов, переместиться, допустим, в Крым, это будет, пожалуй, идеальное транспортное средство.
Пока что верными и настойчивыми почитателями таких судов остаются греки. Именно с ними Россия заключила договор о взаимопонимании, согласно которому в Грецию будет поставлено четыре модернизированные «кометы». Именно там, в Средиземноморье, эти суда пройдут главные испытания — испытания пассажирами. Если СПК понравятся партнерам, будут более массовые заказы, а там, глядишь, и перевозчики Черноморского побережья подтянутся. Все шансы на успех, как мы уже отметили, есть.
Ростислав Алексеев и его детище.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Россия, школа, производство, ремонт, строительство, кризис, история, скорость, судно, суда, теплоход, там, время, комета, за рубежом, пассажиры