Ещё в 1916 году Виктор Шкловский ввёл в литературоведение понятие «остранение», означающее описание того или иного объекта непривычным образом для достижения деавтоматизации восприятия, с помощью которого зачастую только и можно довести до читателя истинную суть предмета или явления. Такой же приём в XX веке (во многом с подачи Бертольда Брехта с его теорией эпического театра и «отчуждения», но и до этого тоже) стали использовать и в других видах искусства — как отражение нашего бытия. Например, дадаисты с помощью абсурдной, казалось бы, нарезки букв и фото показывали бессмысленность жестокого мира войн и насилия. Малевич и супрематисты воспринимали мир как беспредметность в лаконичном геометризме, отражающем преодоление «чистой» природы антропосферным фактором.
Наглядным примером «остранения» стали многие арт-объекты, предъявленные художниками на выставке «Возвращение в Эдем на заре справедливости». Несколько поп-артовый «Академик Сахаров» Константина Латышева — совсем не академик, а скорее «терминатор» с головой профессора и туловищем Чака Норриса. «Шварц» Михаила Гулина — не просто Арни Шварценеггер, губернатор Калифорнии и опять же терминатор, а символ ностальгии, редуцируемый логотипом одноимённого кабельного телеканала, маркер «веймарского синдрома» постсоветского социума, страдающего одновременно по сильной руке и дискотеке 90-х. «Криминальная хроника. Смерть олигарха», инсталляция группы Repa, выполненная в их традиционной «массмедиаартовой» манере (плазма и друг Барби — Кен),— гламурная гибель в ванной (Березовский?) как эманация соответствующей жизни. У девчонок из арт-группы, которые за словом в карман не полезут, своё обоснование: их инсталляция — это место загадочного убийства некоего политика и бизнесмена, снятое на мобильный телефон очевидца.
«Преступление — абсолютный хит сегодняшнего российского телеэфира. Криминальные хроники идут сразу после завтрака и в вечерний прайм-тайм, ни один новостной выпуск не обходится без репортажа о перестрелке, бесконечные сериалы про следователей и бандитов плотным кольцом оккупировали сетку вещания. Вокруг преступления разыгрываются интеллектуальные драмы, роятся гениальные детективы со сверхспособностями. Но ведь и обаяние гениального злодея ничуть не менее притягательно»,— объясняют свою работу художницы.
«Гениальные злодеи» — они архитекторы современного мира: создатели грандиозных клептократических схем, вершители судеб, организаторы войн и преступлений против человечества с добрыми и участливыми лицами. Так воспринимают нынешних «хозяев дискурса» многие «патриоты разбитого корыта», особенно когда первые надевают овечьи шкуры и с предвыборных плакатов смотрят на нас добрыми глазами. Несколько в ином (остранительском, опять же) ключе представил современного политического супергероя Алексей Трубецков в своём скотч-арте «Человек-депутат». Работа отсылает к его предыдущим проектам со стаффажами чиновников — чёрно-белыми типажами, чей лоск и одновременно внутренняя напряжённость и нацеленность на политические и экономические выгоды радикально диссонируют со средой. Будь это общественное пространство приспособленной под галерею лестницы бывшего Дома офицеров или же грязные или заброшенные провинциальные трущобы (туда автор отправлял своих «бумажных тигров» в рамках предыдущих акций для привлечения внимания властей к проблемам городского пространства).
«Гениальные злодеи» — они, по сути, являются главными героями нашего времени и, соответственно, сериалов — художественных или политических. Положительными или отрицательными — зависит от интерпретации и угла зрения. Для сознания автоматизированного они, конечно же, хорошие парни: меценаты, благотворители, ревнители духовности и патриоты. Для деавтоматизированного — бюджетные барыги, теневые бароны и криминальные авторитеты. Этот дуализм многократно был иллюстрирован — от нуаровых экранизаций Теодора Драйзера и Марио Пьюзо до сериалов типа итальянского «Спрута» или российского «Бандитского Петербурга». Но отражая реальные механизмы взаимодействия криминала и официоза, чёрного и белого, привычные сериалы (как криминальная хроника и прочее психоделическое телевидение нулевых) стали слишком «автоматизированными». Так что для нового прочтения привычного, а вместе с этим и «открытия Америки» текущего социально-политического момента и требуется то самое старое-доброе «остранение».
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: преступление, губернатор, мобильный телефон, смерть, телевидение